Из биографии лейтенанта, Героя Советского Союза (посмертно) Крыгина Михаила Петровича
Самое важное качество разведчика и контрразведчика — это абсолютная надежность. Они должны осознавать, что от каждого их действия зависит судьба Родины, ее безопасность и благополучие. Эти люди были и есть у России. За свой опасный труд они ничего не требуют взамен и заранее знают, что обречены на неизвестность. Такова их профессия…
Крыгин Михаил Петрович, родился 25 июля 1918 года в селе Кабановка Кинель-Черкасского района Куйбышевской области. Биографию Крыгина можно назвать обычной для тех лет, он один из многих русских парней, ставших Героями Советского Союза.
Мать всю жизнь крестьянствовали, добывали себе и другим хлеб. Глава семьи за участие в Первой мировой войне имел Георгиевский крест и медали. Кроме Михаила в семье росло еще четверо детей.
4 мая 1939 года Михаил был призван служить на Тихоокеанский флот. В период с 1941 года по 1943 год окончил школу младших командиров и военно-политические курсы.
По окончании курсов проходил службу в 39 отдельном батальоне морской противовоздушной обороны.
Началась война. Германия вероломно вторглась на территорию Советского Союза, вся страна встала на защиту Родины. Михаил остро переживал свою вынужденную оторванность от битвы с гитлеровцами. В то время он служил на батарее 68 зенитного артиллерийского дивизиона учанского базового района ПВО флота. Душа просила битвы, перед глазами мелькали поезда, груженные техникой, боеприпасами; шли эшелоны с красноармейцами с Дальнего Востока на Запад. Он понимал, и здесь кто-то должен остаться. Япония не сегодня-завтра встанет на дыбы, начнет войну, как это было уже в 1938 году на озере Хасан и в 1939 году на реке Халхин-Гол. Понимал, но мыслями был на передовой, рядом с теми, кто воевал с немецкими захватчиками. Несколько раз Крыгин писал рапорты с просьбой отправить его с маршевыми батальонами на фронт, но всякий раз получал отказ.
К апрелю 1943 года Михаил принял решение перейти в НКВД. Он хотел стать чекистом. Ему не отказали. После окончания краткосрочных курсов подготовки оперативного состава Михаил был назначен оперуполномоченным отдела контрразведки «СМЕРШ» Владимиро-Ольгинской военно-морской базы ТОФ. Важным направлением деятельности подразделений «СМЕРШ» ТОФ, являлась борьба со шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, оказание помощи командованию в сохранении государственной тайны, поддержании боевой готовности сил флота.
Конечно же, главным направлением деятельности контрразведчиков флота все же являлся потенциальный враг – Япония. Еще до начала боевых действий на Дальнем Востоке отдел контрразведки «СМЕРШ» ТОФ принял меры по сбору материалов об органах японской разведки, действовавших против советского флота, об агентуре японских разведывательных и контрразведывательных органов, заброшенной и готовящейся к заброске на территорию СССР.
Основную разведработу японцы проводили через свою разветвленную сеть агентуры, нелегально перебрасывавшуюся на территорию СССР с помощью специально подготовленных команд рыболовецких шхун и капитанов японских торговых судов. Особое внимание уделялось получению информации о наших военно-морских базах: системах минных и противолодочных заграждений, ПВО и береговой охране. Эта информация помогла бы эффективно проводить операции по захвату морских баз и их дальнейшему использованию в своих целях.
Крыгин сразу с головой окунулся в работу. Сослуживцы вспоминают: «Михаил никогда не жаловался на трудности, хотя порученный ему участок работы отличался разбросанностью объектов оперативного обеспечения на сотни километров. Несмотря на отсутствие транспорта, он регулярно бывал на всех объектах, знал обстановку на них, поддерживал тесную связь с командованием, оказывая действенную помощь в укреплении боеготовности.
В 1943 году, в период службы в отделе военной контрразведки «Смерш» Владимиро-Ольгинской военно-морской базы Тихоокеанского флота раскрылись его оперативные способности. В одной из частей была выявлена деятельность целой группы военнослужащих, вынашивавших изменнические намерения и планировавших перебежать к японцам в Маньчжурию.
В личном деле Крыгина есть скупая запись: «В результате правильной организации оперативной работы вскрыта преступная деятельность враждебно настроенных лиц…».
Трем из этих преступников удалось с оружием скрыться в тайге. Крыгину поручили возглавить одну из поисковых оперативных групп. Действовать пришлось в тяжелых условиях. Но он сумел разгадать ухищрения преступников, обнаружил и блокировал район их укрытия. Злоумышленникам не осталось ничего, кроме как сдаться.
Коллеги так характеризовали офицера Крыгина: «Михаил легко находил язык со всеми, от матросов до старших офицеров. Кроме того, отличался трудолюбием и упорством. В нем было в достатке лидерских качеств и оптимизма, привлекающих как магнитом людей. Все свои силы, знания и способности он отдал делу обеспечения государственной безопасности».
14 августа Крыгин Михаил Петрович при выполнении специальной задачи по оперативному обеспечению десантной операций частей Тихоокеанского флота в городе Сейсине (Корея) пал смертью храбрых.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за проявленные бесстрашие и героизм в борьбе с японскими захватчиками лейтенанту Крыгину Михаилу Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
По материалам УФСБ России по Центральному военному округу