Самой масштабной войной в истории человечества стала Вторая мировая. Она длилась с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 и заняла обширный театр военных действий: территории Европы, Азии, Африки и акватории четырех океанов земного шара. В ходе этого конфликта участвовали 62 государства, общие человеческие потери исчисляются, по разным сведениям, от 50 до 80 миллионов погибших.
Причинами ее возникновения стали конфликтные вопросы, оставшиеся неразрешенными после Первой мировой войны (1914-1918 гг.): спорные территории, острые национальные разногласия, рост диктаторских режимов привели к общей нестабильной ситуации в мире. Политика умиротворения, проводимая Великобританией и Францией, не дала результатов, и общее столкновение стало неизбежно. В Италии к власти пришел глава фашистской партии Бенито Муссолини в 1922 году, в Германии режим национал-социалистической партии Адольфа Гитлера возглавил Бундестаг в 1933. В этом же году Германия вышла из состава Лиги Наций и в 1935 году объявила всеобщую воинскую повинность.
Война витала в воздухе, и Советский Союз постепенно готовился к неминуемому: развивал народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, создавал новые образцы вооружения, проводил систематическую подготовку населения в кружках «ОСОАВИАХИМ» — обществе содействия обороне, авиации и химической безопасности. Будущие инженеры, связисты, шоферы, танкисты, летчики, парашютисты и снайперы проходили обучение в автошколах, аэроклубах, тирах организации.
Уже в 1936 году разразилась гражданская война в Испании, которая стала своеобразной репетиционной площадкой для Италии и Германии: в ее ходе было опробовано и новое вооружение, и современные военные навыки. СССР поставлял вооружение и военных специалистов для обучения республиканцев Испании, но его силы были ограничены, и на Пиренейском полуострове воцарилась диктатура Франко — еще одного союзника стран оси (Германия — Япония — Италия).
«К западу от Мадрида правительственные войска1 продолжают с успехом двигаться вперед. Республиканские войска после ожесточенного боя овладели важными позициями, которые были захвачены мятежниками2 на прошлой неделе в районах Посуэло де Аларкон и Боадилья. В этих районах в армии мятежников сражаются ударные германские части…
… На южном фронте в Андалузии произошел бой, который длился 5 часов. С помощью удачного маневра правительственные войска окружили мятежников и нанесли им тяжелые потери. Среди убитых обнаружены трупы германских офицеров и солдат.»
Вырезка «Положение на фронтах Испании», газета «Ударник» № 285 от 24 декабря 1938 г.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 22708. Н.Д. Л. 31.
В 1937 году началась японо-китайская война. Японские милитаристы, пришедшие к власти, стремились подчинить китайские территории. В ее ходе произошли приграничные столкновения между японскими и советскими военными сначала на озере Хасан в 1938 году, затем — на реке Халхин-Гол в 1939 году.
«Попытки японцев перейти речку Сяоцихе по-прежнему отражаются китайцами. 29 января китайские войска перешли в контрнаступление. С обеих сторон большие потери.»
Вырезка «Военные действия в Китае», газета «Путевка» № 26 от 2 февраля 1938 г.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 30749. Л. 94 об.
В 1938 году гитлеровский режим беспрепятственно произвел аншлюс Австрии. Великобритания и Франция не сопротивлялись захватнической политике, что привело к новым требованиям — отдать Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии, под немецкую юрисдикцию. В сентябре 1938 года было подписано Мюнхенское соглашение между Германией, Италией, Францией и Великобританией о передаче этой части Чехословакии. Чехословацкую делегацию на переговоры и подписание договора не позвали, их просто известили о принятом решении. К марту 1939 года Германия оккупировала оставшуюся территорию Чехии.
Все эти события не могли оставаться без внимания советского руководства. Страна, участвовавшая в Первой мировой (1914-1918 гг.), вышедшая из яростных столкновений Гражданской войны (1918-1921 гг.), строившая первое в мире социалистическое государство, не могла сдавать свои позиции на мировой арене. Еще в 1925 году на первом Всесоюзном совещании Военно-научного общества СССР в Москве М. В. Фрунзе в своей речи упомянул: «Нам нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не одной армией, а всей страной в целом, что война потребует напряжения всех народных сил и средств, что война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и что поэтому к ней нужна всесторонняя тщательная подготовка еще в мирное время».
Быть в то время военным стало почетно, многие молодые люди поступали в военные училища, чтобы учиться боевому искусству и впоследствии оградить Родину от возможных внешних врагов. В семье бывшего полкового разведчика, полного Георгиевского кавалера, подпрапорщика 190-го Очаковского пехотного полка Григория Ивановича Мезенова росло четверо детей: Иван, Владимир, Роза и Карл. Все они, безусловно, были наслышаны о подвигах, за которые отец был удостоен высоких царских наград и о его ранениях, полученных в боях с немецкими и австро-венгерскими войсками в период 1914-1916 гг. Участник Гражданской войны, большевик с 1918 года, он несколько раз попадал в плен к белым, но бежал, служил военруком в партизанском отряде Жеребкова, а в 1921 – 1922 гг. был политкомиссаром батальона в Дальневосточной республике. После окончания Гражданской войны в 1922 г. вернулся в родную деревню уже израненным инвалидом, но остался в идеологическом строю — стал председателем местного ревкома и начальником боевой дружины.
Все это не могло не повлиять на детей. Старший, Иван Григорьевич Мезенов (1911-1939), в конце 1930-х гг. окончил Высшую школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова в Оренбурге, служил на Дальнем Востоке в городе Спасск-Дальний. В это время началась советско-финская война. Часть, в которой служил Иван, была направлена на фронт. По свидетельству сослуживцев, позднее посетивших семью Мезеновых, Иван был летчиком — бомбардировщиком, в самом конце войны принял бой, в котором лейтенант Иван Мезенов погиб, совершая таран на вражеский самолет.
Его жена Екатерина и сын Юрий в ходе Великой Отечественной войны оказались на оккупированной немцами территории, их судьба так и осталась неизвестной, скорее всего, они погибли, так как поиски ни к чему не привели. Сестра Ивана Григорьевича, Роза, вспоминала о брате и его семье в своем дневнике, который она вела, будучи курсанткой Пензенского минометного училища артиллеристов и минометчиков:
«21 июня 1943 г.:
… До завтрака занимались стрелковой подготовкой. Выполняли упражнение стрельбы из нагана стоя без упора. Дожидаясь своей очереди, я легла в высокую траву и стала любоваться голубым небом, а вместе с тем воздушной борьбой 2-х самолетов. Недалеко от лагеря находится аэродром, и ежедневно проходят тактические занятия: бой в воздухе. Наблюдать за ходом боя очень интересно несмотря на то, что я в этом мало понимаю. Но меня просто волнует вид летящих самолетов, а так же вид летчиков. Видя их, я всегда с болью вспоминаю о своем горячо любимом брате, о своей мечте быть на Дальнем Востоке, после окончания десятилетки. Все эти мечты и желания пошли прахом, а больше всего досадно то, что нет у меня больше моего родного Ванюши. А теперь даже я и жену его потеряла из вида. Где она теперь? Ничего не знаю, и очень удивлена, что из дома о ней ничего не пишут. Неужели она осталась в Запорожье? Меня пугает даже мысль об этом. Ведь вместе с ней погибнет и сын Юрочка. О, как я жалею, что не взяла фотокарточки с них! Ведь я даже не имею возможности видеть дорогие мне лица.»
Воспоминания Розы Мезеновой.
Средний сын, Владимир Григорьевич Мезенов пятнадцатилетним подростком поступил учиться в Алапаевский геологический техникум, после (в 1936 г.) – в Ленинградское пехотное училище, по окончании которого также оказался на фронте. На этот раз — Советско-финляндской войны (1939 – 1940 гг.). Владимир служил в разведке, был награжден медалью «За боевые заслуги» в 1940 году. После «финской» кампании его направили на учебу на военный факультет Московского института иностранных языков. Великая Отечественная война застала его на студенческой скамье. Он был призван и уже в октябре 1941 г. Владимир воевал в тылу врага в составе разведывательно-диверсионного отряда. После поражения немецких войск под Москвой, он вернулся к изучению иностранных языков по требованию командования.
После ускоренного изучения английского, французского и персидского языков, был направлен военным представителем советского посольства в Тегеране (Иран) в 1942 году, где ему довелось охранять участников Тегеранской конференции 1943 года. Известно, что во время встречи лидеров «большой тройки» — Сталина, Рузвельта и Черчилля были организованы беспрецедентные меры обеспечения безопасности.
После окончания войны Владимир служил в Москве в Главном разведывательном управлении Генштаба (ГРУ). В ноябре 1948 года был направлен на дипломатическую работу в Кабул, в военный атташат советского посольства в Афганистане, где служил по январь 1950 года. С 1951 года служил в Среднеазиатском военном округе в городе Самарканде. Имел правительственные награды: две медали «За боевые заслуги» (1940 г., 1946 г.), медаль «За оборону Москвы» (1945 г.), медаль «За победу над Германией» (1945 г.) и др.
Младшая дочь в семье, Роза Григорьевна Мезенова (1923 – 2015 гг.) родилась в городе Свердловске, окончила школу в июне 1941 года. Сразу после выпускного вечера узнала о начавшейся войне с Германией. В первые дни войны явилась в качестве добровольца в горвоенкомат, но девушек в эти дни на фронт не призывали, несмотря на их желание. Роза была отправлена в Свердловский горком комсомола. Там она записалась на курсы сандружинниц, практику проходила палатной медсестрой. В сентябре 1941 года обучилась на токаря и точила снаряды и мины для артиллерийских установок. Одновременно с трудовыми вахтами на заводе, окончила курсы снайперов и постоянно просилась на фронт. В ноябре 1942 г. Роза Ивановна добилась своей цели и добровольно ушла в Красную Армию. По распределению она попала в Пензенское минометное училище артиллеристов и минометчиков.
По окончании учебы, в июле 1943 года в звании лейтенанта, Роза Мезенова была направлена в органы внутренних дел прифронтовых районов. Ближе всего к фронту был Курск, с трех сторон окруженный немцами, она попросилась туда. Ей приходилось выявлять и уничтожать вражеских агентов-разведчиков, патрулировать город, проверять документы у подозрительных лиц и доставлять их в комендатуру, выезжать на «прочесывание» мест выходов в эфир вражеских передатчиков. После Курской битвы Розу направили на службу в Орловскую область. За участие в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) Роза Григорьевна была награждена медалями: «За победу над Германией» (1945 г.), «30 лет Советской Армии» (1948 г.).
Самый младший сын в семье — Карл, по воспоминаниям Розы Григорьевны, в годы войны был подростком, учился и работал в туринском слесарном ремесленном училище, помогал матери по хозяйству. За успехи и работу в училище был премирован 50 рублями.
В воспоминаниях каждой семьи бывшего Советского Союза остались отрывочные сведения об участниках боев, о тех, кто ковал победу в тылу, кто учился и работал без отрыва от учебы. У кого-то остались письма и фотографии военных лет, эти семейные документы и истории об их участниках не перестают затрагивать мысли и душу уже более 80-ти лет. Поклонимся низко в память об ушедших, отстоявших свободу своим трудом, подвигом, жизнью.
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО
Поделиться ссылкой:
Правительственные войска — лево-социалистическое республиканское правительство Испании при поддержке коммунистического режима СССР и добровольцев — антифашистов — прим. авт. ↩
Мятежники — право-монархические силы во главе с генералиссимусом Франсиско Франко, которых поддержали фашистская Италия и нацистская Германия — прим авт. ↩