В годы Второй мировой войны фашистская Германия и ее сателлиты создали более 14 тысяч пунктов смерти – лагерей, тюрем, гетто для уничтожения военнопленных и мирного населения.
Из 18 миллионов узников фашистских концлагерей 11 миллионов были уничтожены Среди погибших – 5 миллионов граждан СССР, 6 миллионов евреев из разных стран мира. Каждый пятый узник – ребенок.
11 апреля 1945 года узники фашистского концентрационного лагеря Бухенвальд, узнав о приближении частей армии союзников, подняли интернациональное восстание, обезоружили и захватили в плен около 200 охранников, взяли в свои руки руководство лагерем и освободили себя сами. 12 апреля 1945 года в лагерь вступили американские войска.
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей установлен по инициативе ООН в память об этом восстании и всех погибших в фашистских лагерях смерти.
В Государственном архиве административных органов Свердловской области находятся на постоянном хранении фильтрационно-проверочные дела, рассказывающие о судьбах уральцев, прошедших ужас фашистских лагерей смерти.
В состав документов входят трофейные персональные карты советских военнопленных, содержащие сведения о фамилии, имени, отчестве красноармейца, месте рождения, девичьей фамилии матери, религиозной принадлежности, цвете волос, росте, номере войсковой части и дате пленения, о лечении в лагерных лазаретах, о перемещении из лагеря в лагерь, даты прививок, домашний адрес семьи, рентгеновские снимки и другие сведения.
В шталаге1 304 IV H (Цайтхайн) содержался уроженец деревни Продольная Туринского района Свердловской области Георгий (Егор) Ефимович Свяжин.
Георгий Свяжин родился в 1921 (1923) г., служил рядовым в 12 стрелковом полку. Попал в плен 11 октября 1941 года в боях под Вязьмой Смоленской области. 27 октября 1941 года попал в Шталаг 304 IV H. Освобожден в феврале 1945 года. Проходил фильтрацию в фильтрационном сборно-пересыльном пункте в Кракове (Польша). 21 февраля 1945 года после прохождения фильтрационной проверки был направлен для прохождения службы в 177 запасной стрелковый полк.
Уроженец деревни Верхнее Бутаково Алапаевского района Свердловской области Федор Иванович Лунин 1914 г.р. до призыва проживал в городе Нижняя Салда Свердловской области. Призван в 1941 г. Служил рядовым в 22 отдельном саперном батальоне в Калининской области, рядовой.
Пленен немецкими войсками 25 августа 1943 г. в Смоленской области. Содержался в лагерях военнопленных на территории Германии. Освобожден 1 апреля 1945 г. Направлен в кадры промышленности, мехстеклозавод, г. Ашхабад.
В ходе проверки органами КГБ сведений компрометирующего характера в период пребывания в плену не обнаружено.
(ГААОСО. Ф.Р-1. Оп.1. Д.19263 (8971). Л.17)
В ГААОСО находятся на постоянном хранении воспоминания бывшего узника фашистских концлагерей располагавшихся в поселке Клоога и Эстифосфорит Эстонской ССР Георгия Илларионовича Копылова.
(ГААОСО. Ф.Р-11. Оп.1. Д.14. Л.13-14)
Копылов Георгий Илларионович родился в 1917 г. в деревне Валовой Новопышминской волости Камышловского уезда. Окончил Московский силикатно-керамический техникум в 1939 году и был призван в армию в полковую школу 629-го стрелкового полка г. Славянска. В апреле 1940 г. в звании командира отделения направлен в 43-й Особый инженерно-строительный батальон Балтийского флота. В ноябре 1941 г., участвуя в боях при обороне г. Таллина, попал в плен. Содержался в лагерях для военнопленных на территории Эстонии и Германии. В марте 1945 г. был освобожден американскими войсками. Вернувшись на Родину, в течение 36 лет работал на кирпичном заводе рудника им. С.М. Кирова (г. Березовский, Свердловская область). Умер в апреле 2011 г., похоронен в городе Лесной.
Как вспоминал Г.И. Копылов:
«Лагерь «Эстифосфорит» находился недалеко от гор. Таллина километров 26. Там была небольшая шахтенка по добыче фосфоритных ракушек /мелкие зеленые ракушки – морские…Лагерь состоял из 150 человек – это количество всегда придерживалось. Партии из 30-60 человек привозили через 1-2 месяца взамен замученных…Охрана лагеря была в основном из эстонских кайтселиитов (фашистов)2».
Из воспоминаний Г.И. Копылова.
Вместе с Г. Копыловым в группе был Иван Михайлович Персианов.
«Мать у И.М. Персианова была еврейка, отец грузин… Он не походил на еврея и не писался евреем. Он, скорее, походил на грузина. Но было немного и еврейского. Во время построения охранники лагеря искали его, били его, а сам унтер издевался над ним – выведет его одного на площадку и дубасит и кричит: «Иуда он, иуда»…Было в нашей группе два родных брата. Они решили сорвать несколько капустных листков. Один подошел к охраннику, стал упрашивать его, а второй давай уже рвать. Охранник ни на какие уговоры не пошел, оттолкнул упрашивающего, а рвущего листы убил наповал. Второй брат бросился на него, хотел вырвать автомат, но на помощь подоспели остальные охранники, и давай прикладами бить. Убили второго брата. Остановили нас, пригрозили, чтоб мы больше этого не делали. Стояли мы около часу. Вызвали унтера. Тот прибежал – вместо спроса с охраны давай бить нас. Конечно, не всех, но кое-кому попало крепко…».
Из воспоминаний Г.И. Копылова.
(ГААОСО. Ф.Р-11. Оп.1. Д.5. Л.21-22)
Мы, жители свободной России, не должны забывать ужасов фашизма в годы Великой Отечественной войны, вести непрекращающуюся борьбу с проявлениями неонацизма, ксенофобии, расизма и других проявлений человеконенавистничества.
Надежда Тихонова В память об освобождении концлагеря Освенцим. Ворота лагеря закрылись за спиной, Колючей проволокой сковывая сердце. Ты должен выжить, победить - любой ценой, Живым вернуться после пыток и селекций. Ты видел сотни искалеченных солдат. Но только здесь войне развязаны все руки: Новорождённых топят в бочках, как котят, И отдают голодным крысам на поруки. Свирепый голод мёртвой хваткой сжал в тиски, И нечем здесь помочь ни взрослым, ни младенцам. Но жажда жизни бьет отчаянно в виски - Ты должен выжить. Не возьмёт тебя Освенцим! Холодный пол, скользя, уходит из-под ног, Раскроет пасть свою всеядный крематорий. Держался каждый ровно столько, сколько мог. Сгорели сотни недосказанных историй. Всходила смерть на свой кровавый пьедестал Не сотни тысяч раз, а больше миллиона. Но светлый день освобождения настал, И Красной Армией разбито смерти лоно. Ворота лагеря остались за спиной, Крадется в душу недоверчиво свобода. И толпы узников, истерзанных войной, Спешат домой под чистым кровом небосвода... В память об освобождении концлагеря Освенцим.
Илья Демаков,
главный археограф отдела НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО