К Дню России работниками Государственного архива административных органов организован флешмоб «Россия. Историческое место». Они поделились фотографиями и краткой информацией о достопримечательностях Российской Федерации, которые когда-либо посетили. Получился интересный исторический экскурс. Путешествуйте по нашей прекрасной стране и делитесь своими впечатлениями!
Янтарная комната
Место: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Государственный музей-заповедник «Царское село»
Янтарная комната или Янтарный кабинет — шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны (1941-1945). В отделке преимущественно использовались янтарные панели, украшения и панно. Создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I. Считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе. Екатерина II любила отдыхать в этой комнате, так как на закате свет от янтарных стен создавал непередаваемое ощущение спокойствия.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) дворец оказался на оккупированных территориях и «комната» была вывезена немецкими войсками. С апреля 1942-го по август 1944 года панели Янтарной комнаты были смонтированы в одном из музейных залов Королевского замка Кёнигсберга. После взятия города советскими войсками в апреле 1945 года оказалось, что часть панелей погибла при пожаре, часть находится в неизвестном местоположении.
В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты. Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.
В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце.
Олимпийский огонь
Место: Сочи, Олимпийский парк
XXII Зимние Олимпийские игры 2014 проходили в городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года во второй раз за всю историю олимпийского движения на территории России (СССР). Сочи был окончательно утвержден в качестве города-хозяина Олимпиады 04 июля 2007 года на 119 сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале. Примечательно, что для организации зимних игр был выбран регион с субтропическим климатом. Для проведения спортивных соревнований были построены комплексы спортивных сооружений на берегу Черного моря в Имеретинской низменности (Олимпийский парк или Прибрежный кластер) и в поселке Красная поляна (Горный кластер). Масштабной реконструкции подверглась инфраструктура города Сочи. По итогам соревнований сборная России заняла первое место в медальном зачете.
Памятник Тысячелетию России
Место: г. Великий Новгород, Кремлевский парк
Памятник Тысячелетию России 1862 года – единственный памятник государству. Установлен в Новгороде по указу императора Александра II в ознаменование празднования тысячелетней истории государства Российского, которое ведет отсчет, согласно летописным сведениям, от призвания варяжского князя Рюрика в Новгород.
Памятник отображает историю государства с IX по XIX век в лицах. Здесь представлены государственные деятели, военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего – 129 фигур. Монумент имеет внушительные размеры: высота – 15,7 м; диаметр гранитного постамента – 9 м; высота колоссальных фигур 3,3 м; вес бронзового литья – 65,5 тонн.
Авторы проекта: скульпторы М.О. Микешин (1835–1896) и И.Н. Шредер (1835–1908); архитектор В.А. Гартман (1834–1873).
Памятник торжественно открыт 8 сентября 1862 года при участии императора Александра II с семьей приближенных, представителей разных сословий со всех губерний России. Церемония открытия памятника запечатлена на картине художника Б.П. Виллевальде. Картина экспонируется в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (Софийская пл., 2).
В годы оккупации Новгорода (1941–1944) немецко-фашистские захватчики разобрали монумент. Были вывезены окружавшие памятник фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.
После освобождения Новгорода первым восстановленным памятником стал памятник Тысячелетию России, который был торжественно открыт 2 ноября 1944 года. Во второй половине 1980-х годов ленинградские реставраторы воссоздали вокруг памятника фонари и решетку.
Ссыльный угличский колокол
Место: г. Тобольск, Тобольский Кремль
Набатный колокол из города Углич в 1591 году известил жителей города о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. Итогом волнений стало то, что колокол, как подстрекателя к бунту, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь — в Тобольск. Его поместили на колокольне церкви Всемилостивого Спаса, а затем – на колокольне тобольского кафедрального Софийского собора, где по причине его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат.
В 1837 году колокол был повешен под небольшим деревянным навесом возле Архиерейского дома с целью показать историческую достопримечательность посетившему Тобольск в 1837 году наследнику Александру Николаевичу Романову.
В 1892 году, после длительной переписки и получения разрешения императора Александра III, в связи с приближающимся 300-летием ссылки, колокол «амнистировали». Делегация угличан забрала колокол из Тобольска. В Тобольске осталась копия «ссыльного».
Памятник Ленину
Место: г. Слюдянка, Иркутская область
Основатель советского государства В.И. Ленин стал одним из самых тиражируемых образов в современном постсоветском пространстве. Ни один из реально существовавших исторических деятелей не удостоился такого числа скульптурных изображений. Считается, что памятников вполный рост не менее 2000. Но среди тиражируемых по образцу монументов, можно встретить некиеотличительные особенности. Их необычность может быть связана как с особенностями облика, так и с местами расположения.Например, в Элисте Ленин похож на калмыка, в Алматыа- казах, а в Улан-Удэ имеет явное бурятское происхождение. Пример такого памятника находится в городе Слюдянке на границе «русской» Иркутской области и Бурятии.
Монумент находится в центре города, рядом с водонапорной башней, построенной ссыльными поляками в 1900 для обеспечения железнодорожного узла питьевой водой, из красного кирпича в стиле модерн с элементами готики. Неоднократно местные власти после развала СССР настаивали на переносе или уничтожении памятника, однако инициативная группа слюдянцев — членов КПРФ отстояла его и проводит перед ним митинги в день рождения Ленина.
Бункер Сталина
Место: г. Самара, ул. Фрунзе
Сооружение, расположенное на глубине 37 м, сопоставимо с высотой 12-этажного дома. Бункер Сталина в Самаре является самым глубоким сооружением времен Второй мировой войны, например, убежище лидера нацистской Германии в Берлине достигало 16 м.
Бункер снабжен лестницей, лифтом, собственной электростанцией. Впервые за историю истории СССР в нем была установлена система регенерации воздуха, бункер рассчитан на пять суток автономного существования, исключая взаимодействие с окружающей средой. Способен противостоять удару авиационной бомбы. Строительство убежища в Куйбышеве (Самаре — совр.) заняло 9 месяцев.
В январе 1943 года государственная комиссия официально приняла в эксплуатацию бомбоубежище Сталина как спецобъект № 1. Военные события того времени подверглись коренному перелому ‒ советская армия перешла в контрнаступление, необходимость в мощном убежище отпала. До окончания войны бункер содержали в полной боеготовности. Рассекретили объект в 1990 году.
Доподлинно не известно пребывание в бункере верховного главнокомандующего. Официальные источники гласят — Сталин ни разу не посещал убежище! Историки ссылаются на многократно озвученную фразу: «Вождь Москву не покидал в период ВОВ». Поблизости бункера Сталина (на углу улиц Пионерской, Толстого) проживала в период эвакуации дочь вождя Светлана. Алилуева неоднократно использовала бункер в качестве убежища. Научные сотрудники допускают тайные визиты Главнокомандующего в Самару, позволяющие навестить дочь в безопасном убежище.
Новодевичий Ставропигиальный Женский Монастырь города Москвы Русской Православной Церкви
Место: г. Москва
Православный ставропигиальный (самый высокий статус, присваиваемый монастырям, лаврам и братствам) женский монастырь в Москве на Девичьем поле в излучине Москвы-реки. Основан великим князем Василием III 13 (23) мая 1524 года в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.
Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.
Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.
В монастыре до 2021 года находилась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
Дворцово-парковый ансамбль Архангельское
Место: поселок Архангельское, городской округ Красногорск, Московская область
Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма, в периодрасцвета в России этого стиля.
Парк рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б. Юсуповым постоянно совершенствовался. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия. При князе Н.Б. Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах XVIII века. Окончание постройки в современном виде закончилось в начале XIX века.
Большой итальянский Просвет Нового Эрмитажа
Место: Санкт-Петербург, Эрмитаж
Это самый крупный зал Нового Эрмитажа, вместо потолка — стеклянное перекрытие, экспонируются работы итальянских мастеров, поэтому и название зала — Большой итальянский Просвет. Несомненным украшением зала являются крупные вазы, чаши, осветительные приборы, столешницы из уральского малахита. Экспонаты из ярко-зеленого минерала, представленные в Эрмитаже, созданы в первой половине XIX столетия. При этом впервые месторождение малахита в России были найдены около 1635 года, но широкого развития его добыча в то время не получила. В XVIII веке он все еще являлся редкостью, его использовали в основном для создания небольших предметов: табакерок, письменных приборов, настольных украшений, брошек, запонок, бус. Интерес к малахиту стал особенно высок в 1830-х годах и связан он был с открытием огромных залежей неподалеку от Нижнего Тагила. Некоторые глыбы достигали весом 250-500 тонн, это время даже называют «эпохой малахита».
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО