Экономическое положение России было крайне бедственным после Первой мировой войны (1914 – 1919 гг.), Гражданской войны (1917 – 1920 гг.), после потрясений, связанных с двумя революциями – Февральской 1905 г. и Октябрьской 1917 г. Упадок промышленности, сокращение продукции сельского хозяйства, парализованные транспортные системы – все требовало новых подходов к решению обустройства страны.
На Московской губернской конференции РКП(б) 21 ноября 1920 года прозвучала ставшая впоследствии знаменитой фраза В.И. Ленина: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно. Эта задача длительная, не менее, как на 10 лет, при условии привлечения к этой работе массы техников, которые дадут съезду Советов целый ряд печатных документов, где разрабатывается детально этот план. Меньше, чем через 10 лет, мы не можем осуществить основы этого плана, создать 30 крупнейших районов электрических станций, которые дали бы возможность перевести всю промышленность на современные основания»1.
По существу, это был один из первых крупных экономических и технологических проектов Советской власти. В декабре 1920 года был принят план ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) по развитию электроэнергетической отрасли, он должен был создать основу для развития промышленного производства в стране. План ГОЭЛРО был рассчитан на 10—15 лет, в нем было предусмотрено строительство 30 районных электрических станций.
В эти годы в Екатеринбурге функционировала единственная электростанция, построенная в 1895 году. Ее ресурсов не хватало, город испытывал недостаток электроэнергии. Было принято решение возвести новую городскую электростанцию. Место определили недалеко от торфяных залежей на Большом Конном полуострове в районе Верх-Исетского пруда. Предполагалось, что топиться она будет торфом, который был дешевле дров и угля.
Правление акционерного общества электростанции по согласованию с Облпрофстроем объявило открытый конкурс на проекты фасадов новой электростанции. Всего на конкурс было представлено 13 работ. Однако ни один из проектов принят по итогам конкурса не был, так как все они требовали доработки.
В 1924 году в Екатеринбурге началось большое строительство. 8 июня прошел торжественный митинг в честь начала строительства главного здания электростанции. Звучал Интернационал, а в фундамент была заложена медная плита с надписью «Ильич на 8-м съезде партии сказал: «Электрификация — это вторая программа партии. 8 июня 1924 г.» Строили вручную, все устанавливаемое оборудование – турбогенераторы, паровые котлы — было произведено на советских заводах, часть оборудования была выпущена впервые.
Техническими вопросами заведовал главный инженер станции Лев Фольварков. Он закончил Санкт-Петербургский университет и к 1924 году имел большой опыт работы на разных энергообъектах России.
В Государственном архиве административных органов Свердловской области хранится автобиография Льва Фольваркова, составленная в середине 1920-х годов.
Запуск новой электростанции был произведен 10 февраля 1927 года. Первым к новой сети был присоединен район улицы Карла Либкнехта от Делового клуба (Филармония) до площади Народной мести (сейчас Комсомольская площадь) со всеми прилегающими кварталами. С пуском новой станции электроснабжение города сразу возросло в шесть раз. Сотрудник «Уральского рабочего», впоследствии известный детский писатель Аркадий Гайдар, присутствовавший на открытии электростанции, в своей статье «3000 вольт» написал: «вчера в 3 с половиной часа дня техник Силанов подошел к доске генераторного пульта, спокойно повернул рычажок, и 3000 кВт, бесшумно ударив провода, полились непрерывным горячим потоком на заводы Свердловска»2.
В том же «Уральском рабочем» была опубликована заметка в рубрике «Наши специалисты под названием «Примерный организатор и руководитель Л. И. Фольварков»
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1оц. Д. 68641. Л. 36.)
«На строительстве новой Свердловской электростанции тов. Фольварков является лучшим организатором и руководителем работ, за что неоднократно получал благодарность от хозяйственных, общественных и профессиональных организаций. Ему удалось поставить работы безукоризненно. Благодаря громадным техническим знаниям, практическому опыту и умению жить с рабочими «душа в душу», т. Фольварков преодолел всевозможные технические и иные затруднения, стоявшие на пути работ.»
Заметка о Фольваркове Л.И. в «Уральском рабочем» № 275.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1оц. Д. 68641. Л. 36.
Новой электростанции присвоили имя председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Ивановича Рыкова. В 1930 году, после разгрома бухаринской группы и удаления Рыкова с государственных постов, электростанции присвоили имя Валериана Владимировича Куйбышева.
Свердловская городская электростанция первоначально работала на торфе, который доставляли по специальной железнодорожной ветке с Широкореченского месторождения. Другая железнодорожная линия связывала электростанцию с Верх-Исетским заводом. Эту ветку в 1935 году передали для нужд городского хозяйства, электрифицировали и пустили по ней 11-й трамвайный маршрут.
В фондах архива находятся несколько фотографий электростанции.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 57577 (38512). Л. 26.)
Свердловская ГЭС (сокр. Государственная электростанция) работала, снабжая энергией бурно развивающийся город вплоть до середины 1960-х годов, затем электричество и тепло стала давать Среднеуральская ГРЭС. Станция на Большом Конном была остановлена, генерирующее оборудование демонтировано. Небольшая ее часть действует сегодня как распределительная подстанция «Береговая».
Илья Демаков,
заведующий отделом НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО