Рассказ от участника проекта «Моя история» Кадцыной Светланы
Оглавление
« Но ощущать себя в тысячелетьи,
Учитывать слагаемые суммы,
Знать формулу своей сложнейшей крови,
Доказывать себя как теорему
На основаньи линий родословья…»
(Л.Лихачев, 9 июня 1924 года
Архив АН, фонд 246, п. 2, № 44, л. 4)
Введение
Важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе, является семья.
Семья для меня — это не только мои родители, бабушки и дедушки, которые сейчас живут со мной рядом, и которых я очень люблю. Семья – это крепкие узы прошлого и настоящего, это память о прошлом, потому что строится семья по законам наших предков, нашего рода. Людей нашего рода, ныне живущих, от прочих отличает то, что мы близки не только духовно, но и кровно. Кровно — это значит, что мы имеем общих прадедов, а иногда мы даже похожи внешне. Духовная же близость выражается в семейных традициях и преемственности поколений, в любви и заботе друг о друге.
Я часто слышала от моей мамы, бабушки и дедушки добрые рассказы о прадедах, веселые и грустные истории их жизни. Наша дружная семья с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Мои мама и дядя к 300-летию города Невьянска, в 1998 году, изучили, собрали большой материал и оформили родословную. Я, держа в руках этот увесистый солидный альбом, перелистывая страницу за страницей, вглядываясь в фотографии, прочитывая собранные в альбом газетные заметки, с чувством гордости ощущаю свою причастность к нашему роду, чувствую важность моей связи с корнями, с моим родовым деревом, получаю поддержку от предков, которые незримо любят меня.
Мне захотелось быть достойной их, благодарной за то, что я есть, за то, что я живу и питаюсь той силой рода, которая течёт от них ко мне, и внести свой вклад в родословие.
Малая родина предков
Скромная уральская деревенька Сербишино. Для кого-то это просто, даже не обозначенный на карте населенный пункт, а для меня – моя малая Родина. Это Родина моих мамы, дедов и прадедов. Это земля, по которой ходили, на которой работали наши предки, это воздух, которым они дышали, это небо, это аура, здесь дух нашего древнего рода.
Мои предки, появившиеся по воле судьбы на уральской земле и здесь оставшиеся, были одними из первых жителей Малехон. Конечно, был год, был месяц и было число, когда они, остановившись на берегу реки Нейва, сделали первую ночевку. Но время то, было известно им одним. История не сохранила для нас точных дат, о них мы уже не узнаем никогда, можем только предполагать. А из рассказов старожилов деревни знаем, что деревня была названа Малехонами в честь первого поселенца Малехона, который обосновался со своей семьей в районе так называемого Фонкиного лога (это место и поныне так зовется). Год основания поселения приходится на 19 век.1. Позднее село Малехоны было переименовано в деревню Сербишино по названию речки, протекающей здесь.
О чем поведает фамилия
Самыми первыми из моих предков, кого помнят старожилы деревни Сербишино, были МИХЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БАЛАКИН (мой пра-пра-пра-пра-дед) и его жена ВАРВАРА. Когда они родились сказать уже точно никто не сможет. Примерно это были 1830 -1840 годы.2.
Но нам о многом может рассказать фамилия! Все фамилии имеют свою историю. Одни из них возникали из имен предков (Иванов, Петров, Макаров), другие от названий животных (Волков, Медведев), а также от прозвищ (Молчанов, Говорухин). Человека, который так быстро ходил, что за ним остальным было не угнаться, вероятно, прозвали Скороходовым. Потом прозвища переходили к детям и превращались в фамилии.
Обратимся к изданию «Уральский исторический ономастикон» под редакцией А.Г.Мосина. ВАСКА БАЛАКА (БАЛАКИН), с 1600 пашенный крестьянин на р. Салде, с 1612 на р. Каме, пришел с Вятки, 1621 (РГАДА. Ф.1111. Оп.4.Д.1.Л.32 об.-33).3. Издание «Исторические корни уральских фамилий» содержат такие данные: БАЛАКИН. В Березовском и Верх-Исетском заводах фамилию носили мастеровые, Верхнетагильском – крепостные крестьяне – старообрядцы, в Режевском – крепостные крестьяне (в том числе старообрядцы), в Быньговском – крепостные крестьяне и солдатки. 5:1; 7:1; 13:1; 18:15; 21:1.4.
Происхождение фамилии Балакин я узнала из сайта Всероссийское генеалогическое древо5, где указано, что в рязанских говорах балака — болтун, говорун. Областное слово ‘балакать’ — беседовать, болтать — теперь уже известно повсюду, хотя в литературный язык не вошло. (Ф). В ‘Ономастиконе’ Веселовского: Иван Балака, крестьянин, начало XVI в., Владимир; Никифор Балакин, посадский человек, 1638 г., Вязьма. Балака — болтун; балакать — пустословить, говорить вздор.
Можем предположить, что и в нашем случае фамилия Балакин произошла от прозвища Балака.
Но нам, потомкам, точно известно, что Михей Васильевич и Варвара Балакины в середине 19 века прикипели всей душой к благодатной и доброй уральской земле, здесь пустили свои корни, продолжили свой род, дав жизнь новым поколениям, укрепившись истинно русскими именами: Иван, Степан, Николай, Михаил.
На протяжении следующих столетий будет протекать крестьянская жизнь – незатейливая и простая, со своими устоями. Появившимся на свет потомкам сербишинская земля станет малой родиной.
Они достойны, чтобы о них помнили
У Михея Васильевича и Варвары было четверо детей: сын Степан Михеевич Балакин (10.1866 – 15.11.1944) – мой пра-пра-пра-дед, дочери Окулина, Ксения, Анна.
Вся семья жила в небольшом доме на четыре окна с крытым двором. О Михее Васильевиче старожилы помнят, что он был высоким коренастым мужчиной с густой бородой. Жил не богато, имел свое хозяйство: лошадь, корову, землю. Был трудолюбивым, многое умел делать своими руками: плел решетки, корзины и лапти, клепал литовки, делал деревянные сани. Был веселым, играл на гармошке-однорядке. Кроме своих детей у него был внебрачный сын Алексей Харитонович.
Из воспоминаний бабы Сины Балакиной (жена Балакина Федосея Степановича — внука Михея):
«Я была маленькой, мы с маменькой идем мимо дома Филинцаты Дмитриевны. Я спросила; «А что возле дома тети Филинцаты дядя Михей делает?». А маменька в ответ: «Дядя Михей в гости к тете Филинцате пришел, да дядя Харитон его не пускает…».
Продолжил род Балакиных Степан Михеевич Балакин (10.1866 – 15.11.1944). В восемнадцатилетнем возрасте он женился на Таисье Андреевне из с. Краснополье Пригородного района. Она ему родила четверых сыновей и дочь. Это были: Степан Степанович (1885-1941), Николай Степанович (22.03.1896 – 30.06.1972), Иван Степанович (1901-1983), Федосей Степанович (1899 — 1945), Клавдия Степановна (1906-1996). Но заболела Таисья Андреевна, когда дети были еще маленькими, и «во второй спас умерла».
Тогда Степан Михеевич приглядел кроткую добрую молодую женщину, которая бы заменила детям мать. Он женился на Дарье Елисеевне из с. Краснополье. Она приняла детей, воспитывала их как родных. Была хорошей хозяйкой и верной женой.
Степан Михеевич и его семья имели два больших дома на одной ограде. В одном из домов жили только летом, зимой же вся семья перебиралась в большой дом. Жили своим хозяйством. У них были лошадь, две коровы, телята, овцы. Обрабатывали землю, сеяли хлеб. Осенью хлеб убирали, сушили в снопах, а затем на току выколачивали зерно цепями на палках.
Из воспоминаний бабы Таси Кретининой — Балакиной (внучка Степана Михеевича):
«Снопы отбивать цепями нужно было в такт. Дедушка, Степан Михеевич, был шутник. Чтобы развеселить работников, он смешивался с такта отбивания зерна, отбивал в разнобой. Все смеялись, говорили: «Не мешай!», в результате чего прозвали его «Мешалкой». Это прозвище к нему и пристало, а детей, внуков и правнуков по сей день называют «мешалки», «мешалята»». Так это прозвище вошло в историю рода Балакиных.
Дети Степана Михеевича были все работящие, с хозяйством управлялись сами, без посторонней помощи, работников не держали.
Из воспоминаний бабы Вали Балакиной (жена внука Степана Михеевича):
«Все дети Степана Михеевича были рослыми, пониже был только Иван Степанович. Жили дружно, никогда не сквернословили, бороды сбривали, были щеголеватые, «на моде», а еще голосисты и богачисты (жили в достатке). Не курили, в карты не играли, жен не били. Хотя все, кроме Федосея, имели грех, у них были внебрачные дети».
Сыновья взрослели, когда они женились, их отделяли в свои дома, которые строили своей семьей, так как все были «рукастые».
Степан Михеевич был весельчак: и плясун, и пел хорошо, «был голос с дребезгом». У сыновей были тоже хорошие голоса. Старший сын Степан и Иван играли на балалайке, Николай – на гармошке.
Из воспоминаний бабы Таси Кретининой — Балакиной (внучка Степана Михеевича):
«Когда вся семья дружно запоет «Ревела буря, дождь шумел…», огонь керосиновой лампы на столе затухал. Это была их любимая песня. А еще пели такие песни: «Голова ты моя удалая долго буду тебя я носить…», «Проспал я, проспал коня вороного…».6.
Степан Михеевич был бойким и решительным. В годы гражданской войны он отвел беляков от «красных». 08.10.1940 (по старому стилю) умерла Дарья Елисеевна. Степан Михеевич женился в третий раз на Анне Михайловне. Степан Михеевич скончался в 78 лет.
Старший сын Степан, женившись, переехал в срубленный новый дом. У Степана Степановича была жена местная, «малехоновская», Мария Николаевна. У них было четверо детей: Ираида, Дмитрий, Нина, Аркадий. Умер Степан Степанович в 1941 году от надсады. Рассказывают: «поднял телегу, в животе что-то лопнуло, и умер».
Иван Степанович женился на Марии Ивановне Шмаковой. У них было трое детей: Иван, Григорий, Леонид. В Великую Отечественную войну был на фронте. В одном из боев ему оборвало ногу и руку. Его уже считали умершим, но молодая доктор, нащупав у него пульс, поняла, что он жив, сделала операцию и спасла от смерти. У Ивана был с доктором роман, он даже уже собрался везти ее в свою деревню, но пришло сообщение о погибшем на фронте сыне Иване, и Иван Степанович, одумавшись, вернулся домой. Иван Степанович был человеком мужественным, выносливым. Наравне со здоровыми он работал в колхозе. Мог косить, метать зароды. Был заядлым охотником, ставил капканы. И все это одной рукой на одной ноге. Пушнину сдавал, покупал муку. Но, как рассказывают, был бойким, «бедовым и гулевым». Умер Иван Степанович в 1983 году в возрасте 82 лет.
Федосей Степанович был человеком тихим, замкнутым, даже бы простоватым. Играл на гармошке. Его женили на красавице Марии Федульевне из деревни Рябки. Она мужа не любила и не хотела с ним жить. Родила сына Николая Федосеевича, заболела чахоткой. Говорила, что лучше умереть, чем жить с нелюбимым, и вскоре умерла. Федосей посватался к Бородиной Ефросинье Степановне. Она – добрая, безответная женщина, хорошо приняла сына, любила мужа. Пасынок Николай – больной, умственно недоразвитый, но трудолюбивый. Любил играть на гармошке. С мужем ей пришлось жить мало, началась война. Уходя на фронт, Федосей просил свою молодую жену не бросать Николашу. В 1945 году погиб на фронте. Солдатская вдова баба Сина прожила долгую жизнь (до 2000 г.) вместе с пасынком Николаем, всю свою жизнь посвятила ему, не нарушив клятвы, данной мужу при расставании. Федосей похоронен в братской могиле, его имя занесено в книгу памяти. Большую помощь баба Сина оказала при написании родословной моей мамой, рассказав много фактов из жизни рода Балакиных.
Клавдию Степановну просватал Яков из с. Краснополья. Он был хромой, но добрый человек. Хорошо играл на гармошке. Очень любили друг друга. Родили семерых детей. Жили в г. Нижнем Тагиле, где она и умерла в 1996 году в 90 лет.
Мой пра-пра-дед Николай Степанович Балакин (22.03.1896-30.06.1972) был вторым сыном в семье Степана Михеевича. Уже в детстве он научился играть на гармошке, был смышленым парнишкой, местный дьячок научил его читать.
В 1917 году он женился на молоденькой девушке Валентине Николаевне Коноваловой (23.02.1890 – 28.02.1985), выкрав ее у быньговского жениха, с которым она была просватана. Ее родители Михаил Ларионович и Анастасия Маркеловна умерли, когда она была совсем маленькой девочкой. Ее, сироту, взяли в дети Сергей Иванович и Мария Фоминична. Но недруги Сергея Ивановича утопили его, привязав к шее камень (ссорились из-за покосов).
Из воспоминаний Кретининой Таисьи Николаевны:
«Мария Фоминична была женщина бойкая, вышла замуж за смирёного Коновалова Николая Мироновича. С ним они прожили до старости. Свою приемную дочь Валентину Николаевну держали хорошо, одевали. В 17 лет выдали замуж за Николая Степановича Балакина. Когда у них родились дети, то Николай Миронович и Мария Фоминична привечали и любили их».
Валентина Николаевна и Николай Степанович прожили вместе более 50 лет. У них было шестеро детей: мой пра-дед Михаил Николаевич Балакин (21.11.1918 – 20.11.1988), Таисья Николаевна Кретинина (Балакина) (26.10.1921 – 22.08.2007), Степан Николаевич Балакин (26.02.1924 – 01.09.2011), Григорий Николаевич Балакин (25.03.1928 – 17.10.1994), Александр Николаевич Балакин (04.11.1935 – 12.09.2009), Степанида (Светлана) Николаевна Балакина (24.11.1938).7.
На их долю выпали трудные годы коллективизации и войны. В детстве им пришлось мыть золото в Рудном болоте, чтобы потом его менять на хлеб. Сдавать золото ходили пешком в Нижний Тагил, обратно на себе несли муку. Детей в семье Николая Степановича воспитывали строго, за провинность наказывали, иногда ставили на колени в угол. Обедали только всей семьей за одним столом.
Михаил и Степан воевали на фронте и с победой вернулись в родную деревню, награждены правительственными наградами. Их отец Николай в годы войны работал в трудармии на строительстве г. Новоуральска, восстанавливал г. Сталинград и Москву. Когда мой прапрадед Михаил был на фронте, увидел на экране передвижного кино своего отца на строительстве какого-то объекта и закричал в зал: «Тятя, это же тятя мой!».
Михаил и Александр – гармонисты, степенные и основательные, не курящие, но оба были «с гордецой». Степан – разговорчивый, добряк, говорят, что по характеру очень похож на своего деда Степана Михеевича. С женой Марией Перфирьевной справили золотую свадьбу, народили четверых детей – три сына и дочь. Григорий Николаевич — очень правильный, добрый, отзывчивый, участливый, сильный духом человек. Отслужив в Армии в Москве в дивизии им. Дзержинского, вернулся на Урал с молодой женой Ниной Екимовной из Тулы, родили троих сыновей.8.
Таисья Николаевна Балакина (Кретинина) – добрая, щедрая, готова всегда помочь, интересный рассказчик, верующая. Внуки ее братьев любили у ней «поночевать», послушать ее сказок и прибауток. Об этом факте мне рассказала моя мама, которая в летние каникулы любила гостить у ней. Именно она предоставила моей маме большую информацию из жизни рода при составлении родословной.
Братья Степан, Николай, Александр и их дети были механизаторами, работали в совхозе «Быньговский». Общий трудовой стаж династии Балакиных, работников совхоза, составил около 400 лет. Династию хлеборобов Балакиных чествовали в г. Екатеринбурге. Ельцин Б.Н., Президент России, будучи первым секретарем обкома Коммунистической Партии Советского Союза, вручал каждому из трудовой династии памятные подарки.
О рабочей династии Балакиных в 1978 году был большой материал в газете «Звезда». Газета так писала о вкладе династии в общее дело страны: «…Это – тысячи центнеров хлеба, сотни тонн молока и мяса, произведенных Быньговским совхозом…». Газету сохранили мои дедушка – Балакин Анатолий Михайлович (сын Михаила Николаевича) и бабушка Балакина (Веньгина) Светлана Николаевна.
Род Балакиных по линии прадеда Михаила продолжили дети: Балакины Владимир (05.01.1949 – 11.05.1979), Петр (09.08.1951 – 26.05.1966), Анатолий (19.02.1953), Елизавета (29.04.1947) и Зинаида (15.01.1955). Дедушка Балакин Анатолий Михайлович (19.02.1953), закончив Красноуфимский сельскохозяйственный техникум, также связал свою трудовую деятельность с сельским хозяйством, работал автомехаником. Он, как и его прадеды, трудолюбив. За свою жизнь выстроил два дома, продолжил занятие семьи — пчеловодство, содержит хозяйство – кур и бычка.
На родословном древе рода Балакиных появилась еще одна ветвь – дети Анатолия Михайловича и Светланы Николаевны: дочь Балакина Ирина Анатольевна (15.09.1977) и сын Балакин Алексей Анатольевич (06.02.1983). Моя мама Ирина, закончив Уральскую юридическую академию, стала юристом, дядя Алеша, окончив Уральский лесотехнический институт — автомехаником. У него подрастает сын Роман, 2014 года рождения, продолжатель рода Балакиных.
Заключение
Наверняка, начав собирать материал по родословной, мои мама и дядя не предполагали, какое важное дело они совершают.
Мне удалось найти фотографии Балакина Ивана Ивановича, Балакина Григория Ивановича, свидетельство о смерти Балакина Степана Михеевича, сына самого первого из рода – Балакина Михея. Эти материалы мне предоставила троюродная сестра моего дедушки Муравьева (Балакина) Галина Григорьевна. В ее лице я нашла единомышленника, которая тоже собирает материал о предках.
Я с большим интересом знакомилась с укладом жизни своих предков, будто бы переживала вместе с моими прадедами то время. И сейчас ловлю себя на мысли, что трудно мне расстаться с образами славных моих родственников, во мне течет и их кровь. Да, мои близкие сердцу люди отошли в мир иной. Но ведь они жили – женились, венчались, рожали и воспитывали детей, учились и учили других, воевали и погибали в боях… А жили все просто, но достойно. И пускай великих людей в родстве не было, но то, что скромно делали мои предки – это и составляет историю моего рода, неотделимую от общей истории. В этом и есть величие простых людей.
Поделиться ссылкой:
Википедия: свободная энциклопедия. Интернет-сайт https://ru.wikipedia.org/. ↩
Архив городского исторического музея. Зри в корень. Газеты «Звезда»: №144 от 08.12.1998, стр. 3; №147 от 15.12.1998, стр. 6; №151 от 22.12.1988, стр. 3. ↩
Мосин А.Г. Уральский исторический ономастикон. – Екатеринбург, 2001, стр. 213 ↩
Мосин А.Г. Исторические корни уральских фамилий. – Екатеринбург. Изд-во «Гощицкий», 2008.-792с., стр. 420 ↩
Всероссийское Генеалогическое Древо – интернет-коллекция сведений о людях, связанных с Россией. Интернет-сайт www.vgd.ru. ↩
Народные песни. Интернет-сайт http://narodnaya-pesnya.ru. ↩
Архив городского исторического музея. Зри в корень. Газеты «Звезда»: №144 от 08.12.1998, стр. 3; №147 от 15.12.1998, стр. 6; №151 от 22.12.1988, стр. 3. ↩
Мамонов Л. Хлеборобы Балакины. Газета «Звезда» №112 от 16.09.1978, стр. 1,2,3. ↩