27 августа отмечается День российского кино — праздник для тех, кто связал свою жизнь с киноиндустрией и тех, кто ценит и питает уважение к этому непростому труду.
Начальной датой в истории кинематографа стал 1895 год, когда в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок публике были продемонстрированы первые фильмы братьев Люмьер — «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» и постановочную комедию «Политый поливальщик».
Для советского и российского зрителя памятна сцена из вестерна «Человек с бульвара Капуцинов» (реж. А.Сурикова, 1987 г.), когда ковбоям впервые демонстрируют кинопрограмму, состоящую как раз из этих двух фильмов.
В Российской империи первый кинопоказ состоялся в мае 1896 года в Санкт-Петербурге в саду «Аквариум», а первый отечественный фильм «Понизовая вольница», снятый по мотивам песни о Стеньке Разине, был продемонстрирован в 1908 году.
От съемок случайных сценок и документальных хроник в кинематограф пришли фильмы, созданные по специально написанным сценариям. С ростом популярности «движущиеся картинки» из разряда развлечения становятся новым видом искусства, постепенно начинает формироваться киноиндустрия, создание фильмов ставится на поток.
Более трех десятков лет кинематограф был немым, поэтому визуальный ряд играл главенствующую роль: внешность актеров, их мимика, пластичность и жесты передавали перипетии сюжетов и эмоции персонажей. Большинство звезд немого кино могли виртуозно донести до зрителя отчаяние и страсть, печаль и радость без помощи слов. Популярность некоторых актеров была безграничной, благодаря этому некогда «не престижная» профессия лицедея стала высокооплачиваемой и желанной.
Зрители с трепетом ждали новых фильмов со своими любимыми актерами, вырезали статьи и фотографии о них из журналов и газет, скупали их фотопортреты.
«Громадное большинство жителей города охвачено этим мерцающим влечением. Экран бесповоротно вошел в наш общий обиход. По масштабу, по интенсивности «иллюзион» один из самых активных и самых насущных наших интересов.
Прежде в добрый старый театр ходили изредка. Посещали гастроли драмы или оперы, делали из этого каждый раз маленькое событие.
В кино же ныне бегают на протяжение всего года. Кино не знает разделений на драматические и оперные сезоны. Посещение «синема» ни для кого событием не кажется.
Экран нечто огромное. Экран сегодняшний быт. Сегодняшняя кровная часть нынешней жизни.»
Вырезки из газеты «Харбинское время» № 35, 33 1937 г.
ГААОСО Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 59256 Л. 106-107.
В фондах Государственного архива административных органов Свердловской области были выявлены несколько фотопортретов кинозвезд начала XX века, давайте вспомним этих мировых кумиров.
Рудольф Валентино родился в 1895 году в небольшом итальянском городке Кастелланета в семье бывшего бродячего артиста, который ради стабильного заработка стал военным ветеринаром. Отец рано умер, и семья осталась в трудном материальном положении. В свои 18 лет Рудольфо отправился в Америку с целью заработка, в Нью-Йорке он хватался за любую работу:был уличным торговцем, официантом, садовником, мойщиком посуды, таксистом. Через два года практически бродячей жизни ему удалось получить место танцора танго в ресторане-кабаре, что в итоге помогло завязать нужные знакомства, и его пригласили сняться в эпизодах нескольких кинокартин.
В 1921 году режиссёр Рекс Ингрем предложил Рудольфу сняться в фильме «Четыре всадника Апокалипсиса». Роль латиноамериканца Хулио, страстно исполнявшего танго, сделала его настоящей кинозвездой. Амплуа «латинского любовника», темпераментного и нежного одновременно, принесло обожание женщин по всему миру. В этом же году актёр снялся в главной роли Ахмед Бен Хасана в фильме «Шейх», в которой также изобразил рокового любовника. Роскошые восточные одежды, расшитый тюрбан, смуглая кожа, взгляд с поволокой — его шейх прочно вошел в дамские грезы, началось всемирное обожание Рудольфо. Сборы с демонстрации кинокартины составили более миллиона долларов.
В следующей своей киноработе «Молодой раджа» он предстал перед публикой с обнаженным торсом, из одежды на нём были только жемчужные бусы, что сразу подтвердило его амплуа самого желанного мужчины в мире. Рудольфо повсюду ждали поклонницы, он жил на широкую ногу, нередко его преследовали скандалы. Его ранняя трагическая гибель потрясла любителей кино. В августе 1926 года его доставили в больницу с диагнозом язва желудка. Неудачная операция привела к перитониту, актер скончался в возрасте 31 года.
Фанатки настолько были потрясены горем, что известно о более чем сотне случаев их самоубийств. Во время похорон с самолетов на процессию сыпались лепестки роз, Бенито Муссолини прислал почетный караул. В течение следующих 30 лет в день смерти Рудольфо Валентино на могилу артиста приходили его поклонницы, их поток прекратился только в 1956 году.
Иван Ильич Мозжухин родился в 1889 году в селе Сергиевское Кондольской волости Саратовской губернии (совр. Пензенская область) в крестьянской семье, закончил 2-ю мужскую Пензенскую гимназию, затем поступил на юридический факультет Московского университета. Увлекся театром еще в юности, ушел со второго курса университета, посвятив себя театру и кино. Впоследствии был признан первым русским великим киноактером.
С 1909 до 1917 года снялся более чем в 70 картинах у лучших отечественных режиссеров. Ему отлично удавались и комедийные, и драматичные образы благодаря мастерству мимики и выразительности взгляда. До сих пор в театральных училищах преподают технику «мозжухинских слёз». Такие его роли, как скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате», адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя», и чёрт в «Ночи перед Рождеством»вошли в золотой фильмофонд русского кино. Существует легенда, что его яркая внешность спасла ему жизнь: в 1919 году он был приговорен к расстрелу вместе с супругой, так как был «не пролетарского вида», однако его узнал командир отряда красноармейцев и отменил приказ.
В 1920 году в составе русского кинопредприятия «Товарищество И. Ермольева» он покинул Россию и стал сниматься уже во Франции. Там Иван Мозжухин завоевал большую популярность и зарекомендовал себя в качестве одного из основных киногероев французского кино. Чтобы покорить зрителя на другом континенте, Иван Ильич Мозжухин в 1926 году заключил контракт с Universal Pictures в Голливуде и уехал в Америку. Однако по условиям контракта ему пришлось изменить для большей благозвучности свою фамилию на «Москин» и сделать пластику носа. Продюсеры предлагали ему роли только стереотипных русских, что не раскрывало его талант и его популярность сходила на «нет».
После Голливуда Иван Мозжухин вернулся в Европу, но эра немого кино постепенно уходила в прошлое, появились звуковые фильмы, и ему стали отказывать в ролях из-за явного русского акцента. В 1939 году Иван Ильич скончался от туберкулеза в возрасте 51 года во Франции, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
В 2007 году в память о великом русском актере Иване Мозжухине на его родине в Пензенской области был учрежден ежегодный фестиваль «Мужская роль», который проходит до сих пор.
Владимир Георгиевич Гайдаров родился в Полтаве в 1893 году в семье служащего. В 1912 году переехал в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета. С детства обладал большим актерским дарованием, и в 1914 году поступил в студию при Московском Художественном Театре к К. С. Станиславскому. Первую эпизодическую роль он сыграл в 1915 году в кинокартине «Мара Крамская», а с 1916 года его стали приглашать на главных персонажей: пианиста Стрижеекни в «Панне Мэри», князя Ипполита Златогорского в «На крыльях смерти», Владимира в «Шквале», миллиардера Старкав «Ты ко мне не вернёшься». В 1920 году Гайдаров окончил университет и в это же время ушёл от своего учителя Константина Сергеевича Станиславского. Вместе со своей женой — популярной актрисой кино Ольгой Гзовской он уехал на гастроли в Прибалтику, оттуда — в Германию. Вояж затянулся на 12 лет, так как всеобщее почитание их талантов у европейской публики, внушительные гонорары и доброжелательные критические отзывы не предполагали скорое возвращение на Родину.
Гайдаров ставил сценические композиции с участием жены по мотивам русской классики, например, он — Раскольников, она — Соня Мармладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Со своими спектаклями семейная пара работала по всей Европе, и даже в африканских Алжире, Тунисе и Триполи. В 1926 году Гайдаров и Гзовская поселились в Берлине.
Владимир Георгиевич много снимался у видных немецких режиссеров, а в 1930 году сам выступил в новой для себя роли постановщика германо-эстонского фильма «Волны страсти».
В 1932 году вместе с женой вернулся в Москву, через два года — переехали в Ленинград, где Гайдаров сначала стал актёром театра комедии, но из-за творческих разногласий вскоре перешёл на работу в Ленфилармонию и Лекторий Горкома ВКП (б).
Гайдарова снимали в ролях лордов, аристократов и генералов — настолько аристократическая у него была внешность. Роль генерала Паулюса в кинокартинах «Клятва» (реж. М. Чиаурели, 1946 г.) и «Сталинградская битва» (реж.В. Петров, 1950 г.) принесла ему Сталинскую премию первой степени. Последней работой в кино стала роль генерала Бибикова в «Ошибке Оноре де Бальзака» (реж. Т. Левчук, 1968 г.). В 1976 году Владимир Георгиевич скончался. В 2003 году в Полтаве, на улице Гоголя на фасаде кинотеатра «Колос» была установлена мемориальная доска памяти актёра.
Коллектив Государственного архива административных органов поздравляет всех профессионалов и ветеранов киносферы с Днем российского кино. Благодарим вас за преданность профессии, за неповторимую атмосферу и индивидуальный творческий почерк!
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО