Начиная с 2010 года в России 29 июня отмечается День партизан и подпольщиков. Памятная дата призвана увековечить подвиг советских граждан по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на оккупированных территориях и приурочена к выходу 29 июня 1941 года директивы Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей создавать партизанские отряды для борьбы с немецкими войсками.
Архивисты ГААОСО вносят свой вклад в изучение и популяризацию самоотверженности партизан и подпольщиков, выявляя в фондах архива соответствующие материалы, готовя тематические выставки и публикации.
На страницах архивных документов наряду с героическим подвигом партизан Великой Отечественной войны нашли свое отражение и менее известные факты из других периодов истории подпольной борьбы граждан нашей многонациональной страны с захватчиками и интервентами.
В годы Гражданской войны власть на отдельных территориях и населенных пунктах периодически менялась, что способствовало расцвету подпольной борьбы.Иногда в нее включались и иностранцы, до этого волею различных обстоятельств нашедшие в России новый дом.
Одним из них стал китаец Ху-Ло-У Александр Семенович, родившийся в 1896 году в китайском городе Кирин в семье рабочего1. Из документов мы узнаем, что в 1915 (в другом документе – в 1916) он прибыл в Россию по собственному желанию, чтобы поступить на работу2. В 1919-1920 годах с расширением Гражданской войны на Дальнем Востоке Александр Семенович уже сражался в партизанских отрядах на стороне Красной армии3.
Здесь уместно отметить, что в конце 19 века с началом строительства Китайско-Восточной железной дороги значительно расширились хозяйственные связи между Россией и Китаем. Из-за сложной экономической ситуации на своей родине многие китайские подданные заключали контракты и отправлялись на заработки в дальневосточные районы Российской империи, где трудились преимущественно на строительстве железных дорог, тяжелых и низкоквалифицированных работах. После вступления России в Первую мировую войну мобилизация мужского населения на фронт вызвала нехватку рабочих рук, которая способствовала привлечению китайских рабочих и в прочие регионы страны. Фактическое бесправие китайских тружеников, тяжелые условия работы и быта, скудность рациона и голод, занижения и невыплаты заработной платы, телесные наказания и пренебрежение со стороны работодателей способствовали росту популярности в их среде идей большевиков о равенстве и классовой справедливости. Некоторые китайцы вступали добровольцами в Красную армию, другие же, как и Александр Семенович Ху-Ло-У, разделяли коммунистические идеи и участвовали в партизанской борьбе, когда война приходила к ним на порог.
В документах архива не сохранились подробности о действиях Александра Семеновича, как партизана. Вместе с тем, история китайца, нашедшего в России работу, семью и новый дом, поверившего в классовое равенство и интернационализм, разделившего с россиянами тяготы Гражданской войны, представляет несомненный интерес, показывая нам простого человека в непростых исторических обстоятельствах.
После окончания Гражданской войны Александр Семенович приехал на Урал, где трудился рабочим и обзавелся семьей. Его супругой стала Анна Ивановна Тенсина, родившая в 1937 году сына Владимира4.
К сожалению, в 1937-1938 годах Александру Семеновичу не удалось избежать пристального внимания со стороны органов госбезопасности. В феврале 1938 года он по показаниям рабочих-китайцев был обвинен в сотрудничестве с японской разведкой и заключен под стражу5.
Стоит сказать, что Япония рассматривалась советским государством в качестве основного идеологического и военного противника на Дальнем Востоке из-за агрессивной экспансионистской политики и территориальных претензий к СССР. Китайцы же считались соратниками по революционной борьбе против классового угнетения и колониалистического империализма. Вместе с тем, несмотря на повсеместно декларируемый интернационализм, граждане СССР китайской национальности со своим языком и культурными традициями были во многом непонятны советским властям, вызывали определенную подозрительность и недоверие, из-за чего часто обвинялись в сотрудничестве с японцами без наличия к тому объективных оснований.
В ходе следствия по делу Александра Семеновича Ху-Ло-У, проходившего в течение 1938 года, некоторые из рабочих-китайцев отказались от своих изобличительных показаний, а показания других были признаны «неконкретными». Поэтому в декабре 1938 года органами НКВД было принято решение освободить Александра Семеновича из-под стражи и прекратить заведенное в отношении него дело6.
В архиве отсутствуют сведения о дальнейшей судьбе Александра Семеновича, при этом с высокой долей вероятности можно утверждать, что после прекращения следствия и освобождения из-под стражи он больше не попадал в поле зрения органов госбезопасности.
Кирилл Роганов,
главный археограф отдела НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО