Элемент русского фольклора

Элемент русского фольклора

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Нельзя недооценивать значение языка в формировании мировоззрения отдельного человека и целого народа, его самосознания. Язык является тем фактором, который формирует идентичность и становится частью культурного кода.

Русский язык входит в состав восточнославянской группы, за время своего существования претерпел несколько изменений, сейчас он является одним из самых мелодичных и популярных языков мира.

Отсчетом истории русского языка считается момент возникновения письменности, появившейся благодаря братьям-подвижникам Кириллу и Мефодию. Созданная ими старославянская азбука позволила перевести греческие богослужебные книги, что в свою очередь, оказало влияние на историю славянских народов. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Постепенно старославянский язык претерпевает изменения и становится языком официального летописания – церковнославянским. Параллельно с ним в повседневной практике, в быту и деловой коммуникации существует древнерусский.

Петровские реформы XVIII века не обошли стороной и русский алфавит. В 1710 г. была проведена реформа азбуки: теперь вместо кириллицы должен был использоваться «гражданский» шрифт, что поделило литературу на светскую и церковную. Из азбуки были удалены некоторые греческие буквы и введена арабская система чисел.

Для русского языка, на котором мы говорим сегодня, огромную роль сыграли произведения Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова. Первая грамматика, закрепившая нормы литературного языка и стихосложения, была создана Ломоносовым в 1755-1757 годах.

Ни одно событие в истории и культуре человечества не проходит бесследно для языка. Он меняется, как живой организм, развивается и «звучит» с течением времени иначе. Нельзя не упомянуть о произведениях Пушкина, в которых автор настолько ярко и талантливо сочетал литературные элементы, заимствования из других языков и живую народную речь, что по праву считается создателем современного русского литературного языка.

Фольклор в отличие от устоявшегося письменного литературного языка несет в себе глубинную народную память и мировоззрение. В действенную силу слова верили с древних времен, и пытались воздействовать на окружающий мир обрядами и заклинаниями.

С помощью особых заклинаний пытались излечить болезни, победить врага, получить высокий урожай – любое благоденствие, о котором продолжают мечтать в любые времена.

Традиция заговоров была сильна в повседневной жизни. В ходу были лечебные, торговые, промысловые, воинские и другие чудодейственные обращения к силам природы или к божественному провидению о помощи в тяготах. Особняком стоят в этом ряду любовные заговоры. Желание связать с собой предмет вожделения любыми средствами – явление нередкое.

В одном из архивно-следственных дел, хранящемся в фонде Государственного архива административных органов есть пример подобного элемента русского фольклора. В тексте встречаются повторяющиеся элементы. Принадлежность данного текста в деле не прослеживается, однако у нас есть возможность оценить красоту слога и вспомнить давно ушедшие из обихода словосочетания родного языка.

«Утренняя заря Мария, заря Катерины, наполусенной Маримьяна,
Утренняя заря медовая, вечерняя, сахарная,
Благословите меня, рабу божию ХХ.
Лягу, раба божия, помолясь, встану перекрестясь.
Пойду из дверей в двери, из ворот в ворота,
Через три высоких порога в день под СОН
Ии вечер под часты звезды, под светлый месяц.
На острове Окиане стоят три дуба зелена,
Под этими тремя дубами
Сидят три Ветра Ветровича, три Петра Петровича.
Пододойду к нимя поплиже, поклонюсь емя пониже,
Тоску тоскущую, сухоту сухотущую,
Плач непобедимою, печаль неутолима отнесите к нему
В белое тело, в ретивое сердце рабу божиему ХХ.
Цари Вихари, цари годные вечерние,
Короли королевичи.
Пойду поклонюсь вам, уж вы батюшки,
Вы сильные, могучие богатыри,
Сослужите мне службу ногами своих послов и кучеров.
Берите от меня всю тоску тоскущую, сухоту сухотущую,
Поднесите рабу божьему ХХ
Через горы, через долы, через быстрые реки,
Не где не заплутайтесь, не где не оставте, ни в заулках,
Ни в проулках, в чистых переходах на высоких заплотах.
Оставьте у раба божьего в слышеньи
В Теле в белом, ретивом сердце.
Батюшки ветры, батюшки вихоры, вы сильные могучие богатыри
Лука, Марка, Матвей, Иван,
Вихарь задержите и завейте
В белое тело и в ретивое сердце,
В печень, в кровь горячую,
В ясные очи, в черные брови,
В суставы, в семьдесят семь жил,
Не мог бы он без меня, без рабы божьей ХХ
Ни жить, ни быть, ни дня дневать,
Все бы плакать и рыдать на молоду на ветху
И в перекрой месяц, где бы он ни гулял,
Хоть в торгу торговал, хоть на пиру пировал,
Все бы меня, рабу божию ХХ, на уме-разуме держал,
Не мил бы ему ни отец и ни мать, и не братья, и не сестры,
И не друзья, и не товарищи, а только бы я,
Раба божия ХХ была мила,
Пригляднее, приятнее казалась мое белое лицо,
Бела белого снега, алее алого цвета.
Батюшки ветры, батюшки вихори,
Вы ходили – гуляли по всем тюрьмам и богадельням,
И по всем печальным людям.
В той тюрьме благодельной
Сидят три от молодости и до старости
И до седой бороды они плачут, рыдают
Об тятеньках об маменьках
О братиках, о сестрицах и об товарищах,
Об своем житье бытье.
Вы отымите, берите всю тоску тоскущую,
Сухоту сухотущую, да понесите ко рабу божию ХХ
Через горы, через долы, через быстрые реки,
Не где не оставляйтесь – не в заулках,
Не в переулках, и в честых переходах,
Не в частых заплотах,
Оставте у раба Божьего в слыханье
В белом теле, ретивом сердце,
Не мог бы он без меня, рабы божией ХХ
Ни жить, ни быть, ни дня дневать, часу ночевать.
…»

Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 41
▲ Наверх