27 марта отмечается Международный день театра, учрежденный в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО. Празднование Международного дня театра — это дань не только драматургам, режиссерам и актерам, но и всем тем, кто связал свою жизнь со сценой — художникам по декорациям, костюмерам, музыкантам, осветителям и многим другим.
История русской театральной школы начинается еще в царской России – первая постановка состоялась в XVII веке при Алексее Тишайшем и длилась она более 10 часов (пьеса «Артаксерксово действо» — история о любви персидского царя Артаксеркса и красавицы Эсфири1). Первый публичный театр появился в России при Петре I и назывался «Комедиальная храмина».
На рубеже XIX-XX веков русское театральное искусство находилось на подъеме, в это время творила целая плеяда талантливых и всемирно известных театральных деятелях: С.П. Дягилев, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская, В. Э. Мейерхольд и многие другие.
В фондах Государственного архива административных органов Свердловской области можно найти сведения об артистах, музыкантах, режиссерах, концертмейстерах, рабочих сцены, служивших искусству в Свердловске в начале и середине XX века.
Сразу после установления советской власти в стране, пережившей Первую мировую и Гражданскую войны, требовалось найти способ идеологического влияния на общество. Власть понимала, что театральное искусство может стать важнейшим фактором воспитания и просвещения народных масс, благодаря высокой степени его эмоционального воздействия на зрителя. Для действующей власти театр стал одним из механизмов агитации и пропаганды. А для простых советских граждан оставался увлекательной формой досуга.
После окончания Гражданской войны культура Среднего Урала постепенно возрождалась, советская власть активно способствовала этому. Для руководства учреждениями культуры при губернских, уездных и городских советах создавались подотделы искусства. Уже в 1920 г. в Екатеринбурге начал работать Пролетарский народный театр, происходивший из ранее существовавшего Верх-Исетского народного дома2.
Сложность становления театрального искусства в Свердловске состояла в том, что в городе практически не существовало постоянных творческих коллективов. Труппы артистов работали посезонно и гастролировали из города в город. Лучше обстояло дело с театральными «подмостками». В 1847 году для гастролирующих артистов было выстроено специальное здание – сегодня это кинотеатр «Октябрь». А в 1912 году завершилось строительство Нового городского театра (сейчас – Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).
К концу двадцатых годов столица Урала превратилась в огромную стройку, появились в Свердловске первые институты и университет, таким образом, увеличилась прослойка образованного населения и технической интеллигенции. Стало очевидным, что необходимо организовать новый уровень досуга для горожан, и этому может помочь появление стационарных театров, посещение которых будет возможным на постоянной основе, вне зависимости от приезда в Свердловск гастролирующих групп.
В 1930-е годы в городе появляются: Театр музыкальной комедии (сейчас – Свердловский государственный Академический театр музыкальной комедии), Свердловский Драматический театр (сейчас — Свердловский государственный академический театр драмы). Были созданы труппы и репертуар Театра юного зрителя и, выделившегося из него, Свердловского городского кукольного театра. Правда ожидать своего собственного здания театру кукол пришлось еще 30 лет. А вот ТЮЗу повезло больше – ему сразу выделили постоянное помещение в клубе «Профинтерн».
На сцене театра музыкальной комедии долгие годы блистала солистка Мария Викс (народная артистка РСФСР, Лауреат Государственной Сталинской премии), ангажированная в Свердловск из Ленинграда. Она стала участницей премьеры первого спектакля «Роз-Мари» по пьесе Р. Фримля и Г. Стотгардта, которая состоялась 8 июля 1933 года. Эта дата считается днем рождения Свердловской музкомедии3.
В годы войны в репертуар театров вошли патриотические спектакли и постановки, рассказывающие о борьбе за Родину. Часть членов творческих коллективов ушли на фронт, оставшиеся в городе безустанно давали концерты в госпиталях, на передовой, на заводах. Например, в Свердловском драматическом театре за годы войны было сформировано семь концертных бригад, которые дали 1600 концертов на фронте4.
Конец 1940-х-начало 1950 годов ознаменован новым всплеском в культурной жизни Свердловска. Во многом это связано с послевоенной репатриацией представителей культуры из Маньчжурии. Среди них было немало образованных и творческих людей, и культурная жизнь послевоенного Свердловска закипела. Среди них балерина Софья Леонидовна Тарановская, заслуженная артистка РСФСР.
Родилась 27 декабря 1927 г. в Манчжурии в Харбине. В 1935 году мать Тарановской уехала в Шанхай, оставив дочь на попечение бабушки. В 1937 году бабушка и внучка переехали в Шанхай. В Шанхае училась в английской школе и одновременно посещала балетную студию Одри Кинг. В 1944 году начала свою сценическую карьеру в Шанхайском русском балете. Переехала вместе с мужем Тарановским А.А. в СССР в порядке репатриации советских граждан. С 1948 года — ведущая балерина Свердловского оперного театра, в 1974–1976 — педагог-репетитор Челябинского театра оперы и балета, в 1978–1991 — педагог балетной студии при театре.
Коллектив Государственного архива административных органов Свердловской области поздравляет всех деятелей театрального искусства с профессиональным праздником. Желаем работникам театров вдохновения, творческих успехов, ярких премьер и любви зрителей!
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО