В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя, отмечаемый ежегодной 5 октября. 5 октября 1966 года Организация Объединенных Наций приняла международную конвенцию «О положении учителей»: в ней впервые затронули вопросы труда работников образования со всего мира. Конвенцию поддержали более 100 стран. Цель праздника, который установил ЮНЕСКО — привлечь внимание общества к важности профессии педагога, поддержать учителей и работать над улучшением условий их труда.
Именно с 1994 года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день, — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1961 День учителя стали отмечать 5 октября. В Советском Союзе, начиная с 1965 года, профессиональный праздник День учителя отмечался в первое воскресенье октября.
В 2021 году Всемирный день учителя определен как день поддержки педагогов и образования во время кризиса в обществе. Тема праздника: «Учителя в центре восстановления системы образования».
В фондах ГКУСО «Государственный архив административных органов Свердловской области» недавно был выявлен интересный документ — «Поздравительный адрес учителям Павлу Григорьевичу и Лидии Константиновне Бородиным».
Павел Григорьевич Бородин родился в 1887 году в поселке Висимо-Уткинск (в настоящее время – муниципальное образование Городской округ «город Нижний Тагил»). 28 мая 1919 года Павел Бородин закончил Екатеринбургский учительский институт со званием «учитель высшего начального училища». Работал директором школы и преподавателем русского языка школы в поселке Висим. Супруги Бородины воспитали трех сыновей — Юрия, Валериана и Анатолия Бородиных.
П.Г. Бородин был арестован 29 июня 1937 года, обвинен в участии в контрреволюционной террористической повстанческой организации, осуществившей в блоке с правыми и троцкистами убийство С.М. Кирова, Куйбышева, Менжинского и А.М. Горького, за проведение контрреволюционной троцкистской пропаганды. Учителю инкриминировалось протаскивание контрреволюционной теории правых о мирном врастании кулака в социализм на примере романа Михаила Шолохова «Поднятая целина». На общем районном собрании учителей Кировского района 18 декабря 1936 года, на котором обсуждался доклад И.В. Сталина на VII Чрезвычайном съезде Советов, Павел Григорьевич заявил: «Я считал себя беспартийным большевиком, за что и зачислен в Областную книгу почета. Держался своего мнения о невозможности построения коммунизма в нашей стране, сомневался раньше и сомневаюсь сейчас. В нашей советской школе нет условий коммунистического воспитания детей. Всегда неизбежны дезорганизаторы, и в нашей школе их до 15 ч. (После такого заявления — собрание лишает права голоса Бородина)1.
По приговору Специальной коллегии Свердловского областного суда от 13 ноября 1937 года П. Г. Бородин осужден по ст. 58-10 на 5 лет лишения свободы. Определением Специальной коллегии Верховного Суда РСФСР от 19.12.1937 года приговор отменен, дело возвращено на доследование, освобожден из-под стражи под поручительство 17 октября 1938 года.
Повторно арестован 14 марта 1939 года.
Решением Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского Областного Суда от 8 мая 1939 года дело в отношении П.Г. Бородина было прекращено.
Дорогие Павел Григорьевич и Лидия Константиновна
В день 25летия Вашей педагогической деятельности разрешите приветствовать Вас от имени родителей.
Работа педагога трудная, ответственная и в то же время почетная, так приходится работать над выковкой человека, закладывать ему тот фундамент, который необходим для дальнейшей его жизни. Вы целых 25 лет должны были работать над ребенком, чтобы давать основы тех наук, которые выработало человечество и Вы это делали.
Не только обучать наших детей было нужно, но и воспитывать.
Многие из нас, родителей, отдавая своих детей надеялись на Вас и получали и получаем перевоспитанных Вами гуманных людей в коммунистическом духе. Наши дети видели в Вас не только педагога, но и человека, который как отец вмешивается во все стороны жизни ребенка и направляет их.
Тов. Ленин говорил, что советский учитель должен быть поставлен на такую высоту, на какой он не стоял и не стоит в капиталистическом обществе.
Выполняя заветы вождя, мы, родители ценим советского учителя и стремимся к тому, чтобы поставить на высоту, на которую учил вождь страны советов.
Выражая Вам, ветеранам педагогического фронта свою родительскую Благодарность, надеемся, что Вы еще много лет проработаете на культурном фронте и с честью выполните лозунг вождя: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ»2 .
Поздравительный адрес учителям. Не ранее 1934 г.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 4292 (4858). Л. 232.
Уважаемые учителя, дорогие наши педагоги, ветераны педагогического труда!
Благодарим Вас за терпение и преданность делу, за способность делиться своими знаниями с другими, спасибо за талант и любовь к детям, мира и здоровья!
Илья Демаков,
главный археограф отдела НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО