В Государственном архиве административных органов Свердловской области хранятся свидетельства военных лет – почтовые открытки, фотографии бойцов с краткими пожеланиями здоровья и счастья своим близким. Давайте взглянем на эти лица, на фрагменты чужих историй.
С началом войны миллионы мужчин были призваны в ряды Красной армии и флота, начался процесс массовой эвакуации мирного населения и предприятий из прифронтовой полосы в безопасные районы. Война разлучила тысячи семей, сменились тысячи почтовых адресов. Матери, жены и дети бойцов ждали любой весточки с фронта, которая сообщила бы им, что родной человек жив и здоров.
«От Вашего папы.
Почтовая карточка М. Иванова семье в г. Н. Тагил. 1941 г.
Здравствуй многоуважаемая моя дочка Мария Михайловна. Шлю я Вам свой сердечный привет. Прошу Вас передай привет маме, Вове, Юре, Вере, Наде. Желаю вам доброго здоровья, передаю, что будь стойким пионером. Будешь ходить в школу — хорошо учись. Люби Вову, ходи с ним гулять. Я жив, здоров, ожидай меня домой. Ваш папа. Иванов 1941 г.»
ГААОСО. Ф. Р-204. Оп.1. Д. 5.Л. 4 об.
Бывало, весточка с фронта добиралась до родного дома уже после того, как родным был вручен страшный казенный конверт – «похоронка» или извещения о смерти от боевых товарищей. Несмотря на официальное подтверждение гибели, родные продолжали надеяться и ждать своих воинов годами, десятилетиями.
Почтовая связь в СССР была налажена буквально с первых дней войны. Было учреждено Управление военно-полевой почты, состоявшее из действующих непосредственно в частях Почтовых Полевых Станций или ППС (позднее — Военно-Почтовые Станции или ВПС). Через ППС ежемесячно проходило до семидесяти миллионов почтовых отправлений. С первого дня войны отправка писем стала бесплатной: были отменены почтовые марки на посланиях, связывающих фронт с тылом и в обратном направлении.
«Где память есть, там слов не надо. Люби и помни, твой верный друг – Митя. Г. Плауен – Германия. 4 сентября 1945 г.»
Фотокарточка Колосова Николая Ивановича.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 31156. Л. 2, 2 об.
«На долгую память мою фотокарточку. Моих любимых племянников и брата. Смотрите на вашего дятя. Снято 8 апреля 1943.»
Фотокарточка Калеми Георгия Константиновича.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 33812. Л. 78, 78 об.
«Дорогой Папочка! Пусть этот грустный отпечаток напомнит о живом лице 25 мая 1945 г. Г. Добеле, Латвия. Уважающий Вас, Ваш любящий зять Сеня»
Фотокарточка Барановского Алексея Петровича.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 49028. Л. 55, 55 об.
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению почтовой корреспонденции, связывающей фронт и тыл. Типографии тех лет выпускали для фронта специальные полевые карточки с рисунками на тему боевых действий или героического труда в тылу. На многих печатались патриотические стихотворения или призывы к беспощадной борьбе с захватчиками.
Во время войны фабрикам не хватало сырья для производства бумажных конвертов, поэтому солдаты придумали «народную» упаковку: написав письмо, сворачивали лист бумаги текстом внутрь, придавая ему вид треугольника. Адрес писался на внешней стороне. Треугольная конструкция обладала необходимой жесткостью и устойчивостью. Такие письма меньше мялись, не раскрывались во время транспортировки. Их было легче досматривать военным цензорам, ведь необходимым условием была проверка корреспонденции на наличие секретных данных о составе воинских частей, вооружении, передислокации и т.д.
На многих документах по прошествии лет выцвели чернила, поблекли цвета типографской краски, угас текст. Но не смотря ни на что, вести с далеких фронтов до сих пор бережно хранят во многих семьях и каждый «треугольник» является носителем своей истории.
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО