Из воспоминаний полковника в отставке Акинфееева Артемия Георгиевича
1943 год. Выстрелы войны только откатились от освобожденного Киева, а в городе уже активизировались расставленные сети гитлеровской разведки.
Многие из немецких шпионов и диверсантов прошли подготовку в разведывательных и диверсионных школах «Абвера», в которых велась подготовка агентуры для последующего ее использования против СССР.
В основном школы комплектовались из бывших белогвардейцев, потомков крупных промышленников, националистов, а также мечтающих о безбедной жизни или просто струсивших в какой-то момент обычных граждан.
«Питомцев» «Абвера», оставшихся на освобожденных от фашистской оккупации территориях Советского Союза выявить было нелегко: они говорили на русском языке, а внешне ничем не отличались от тысяч обычных граждан, переживших фашистскую оккупацию.
Помню, холодным ноябрьским утром прогуливался в качестве горожанина по киевскому базару. Там можно было купить все: от оружия до предметов антиквариата. Проходя торговые ряды, обнаружил сидящего на ящике парня лет двадцати, торгующего «камнями» для зажигалок. Я точно знал, что такой товар не продавался частными лицами. Парень был тут же доставлен в центральную комендатуру Киева, а на допросе сообщил – «камушки» вместо денег дал ему человек, на которого он работал – администратор одной из киевских гостиниц. Юноша рассказал, что «хозяин» за поставку эксклюзивного товара, попросил выявлять среди покупателей коммунистов, представителей еврейской национальности, партизан и всех кто плохо отзывается о немецкой армии, и подробно сообщать ему об этих людях. Позже задержали и администратора. В ходе следствия стало известно, что «предприимчивый» киевлянин завербован советским офицером Демченко. Нашли шпиона на Западной Украине, доставили в Киев. Демченко оказался бывшим майором Разведывательного управления Наркомата обороны СССР. Установлено, что в 1939 году он выезжал в Берлин в составе советской делегации, принимавшей участие в установлении демаркационной линии между Германией и СССР, и там же был завербован немецкой разведкой.
Когда началась война, и наши войска отступали, офицер был оставлен на оккупированной территории с заданием возглавить в занятом немецкими войсками Киеве диверсионно-разведывательный отряд из партизан и подпольщиков. Однако, вместо этого он стал верно служил фашистам.
Безусловно, Советский Союз возлагал на Демченко большие надежды: он опытный разведчик, свободно владел немецким языком. Демченко был наделен серьезными полномочиями – советские государственные и партийные органы оказывали ему всяческое содействие, его инструктировали первый секретарь ЦК КП(б) Украины Никита Хрущев и народный комиссар внутренних дел Украинской ССР Тимофей Строкач. Поэтому долгое время шпион безнаказанно вел «двойную игру». Однако я уверен, что каждого предателя Родины всегда ждет неминуемая кара, и Демченко не стал исключением!
По материалам УФСБ России по Центральному военному округу