Издание гаринских советских и партийных органов

Издание гаринских советских и партийных органов

В текущем году трехзначный юбилей празднует один из старейших населенных пунктов Свердловской области. Поселку Гари исполняется 400 лет!

Как и всякая юбилейная дата, это событие вызывает повышенный интерес со стороны историков, краеведов и журналистов. И для них, как для исследователей, ключевым моментом являются источники информации о прошлом Гаринского района.

Одним из важнейших источников по истории XX века всегда была и, наверное, всегда будет пресса. Различные периодические печатные издания, в рамках исторической науки, принято воспринимать как «дневник эпохи», в котором отражается текущая повседневность общественной жизни.1 Газета или журнал дают возможность посмотреть как на быт отдельных людей, так и на существование страны в целом.

Однако, периодические издания, созданные в конкретный период времени и в конкретном месте, в определенной социально-политической ситуации, также способны исказить информацию. Подать события однобоко. Поэтому при оценке достоверности исторической информации, полученной из прессы, необходимо всегда соблюдать некоторую осторожность.

В Государственном архиве административных органов Свердловской области хранится номер газеты «Ударник» от 20 сентября 1936 года, которая выпускалась Гаринским районным комитетом партии большевиков и районным исполнительным комитетом Советов.2 Объем газеты не большой, всего две полосы, но при этом достаточно приличный тираж для районного издания — 1.500 экземпляров. Месяц подписки обходился в 50 копеек. Для справки: средняя зарплата работника совхоза в 1934-1937 гг. составляла примерно 90-150 рублей.3

Особенность газеты «Ударник» заключается в том, что будучи печатным органом небольшого населенного пункта, она дает возможность обратится к подробностям быта уральских крестьян середины 30-х годов прошлого века. Попробовать представить, чем жили простые труженики Гаринского района, и к чему их побуждало советское руководство.

Номер содержит много материалов личного характера. В одном из них комбайнер Курьинской МТС4, стахановец и орденоносец Федор Бурухин в письме товарищу Сталину сообщал, что выполнил данное на съезде передовиков в Кремле обещание и «на 9 сентября комбайном «Коммунар» убрал 610 гектар», заработав 3.000 рублей. Еще одна хорошая новость, которую комбайнер Бурухин припас для Иосифа Виссарионовича касалась призыва на действительную воинскую службу. «Нынче я призываюсь в Красную армию, — писал Федор Бурухин — В руках у меня будет новое оружие, которым я буду пользоваться так же успешно, как пользовался своим «Коммунаром»». Стоит отметить, что по задумке советского руководства, высокие зарплаты стахановцев были стимулом не только для них самих, но и для их соработников.5

В другой, не менее бесхитростной заметке под названием «Два счастья Гришы Албычева», за авторством самого Г.Н. Албычева, сказано, что простой крестьянский сын Григорий свой жизненный успех связывает с двумя обстоятельствами. Во-первых, с воспитанием, полученным под руководством комсомольской организации. Во-вторых, с повесткой из военкомата. Последнее Григорий Албычев встретил подготовленным, сдав нормы на значки ГТО и «Ворошиловский стрелок».

Обращает внимание обилие материалов про армию в номере газеты. В том числе в стихотворной форме. Судя по еще одной заметке, кроме Федора Бурухина и Григория Албычева из Гаринского района осенью 1936 г. в ряды вооруженных сил призывались кузнец Кузьма Михайлович и машинист Дмитрий Степанович «лучшие люди колхоза имени Калинина». В стихотворении «Рекрут призывнику» некого Яганова сравнивается старая царская армия и новая советская. Естественно не в пользу первой. Стихи начинаются так:

«Раньше нас в солдаты гнали,
Вы идете в РККА,
Вас культурно обучают,
Нам давали под бока».

Кроме того, центральная статья на второй полосе посвящена параду частей Красной армии, принимавших участие в больших учениях на территории Белоруссии. Захватывающее описание аэродрома под Минском, по которому проходят стройные ряды пехоты, проезжают колонны танков, пролетают звенья самолетов и проносятся отряды «донских, кубанских и терских казаков из 6-го кавалерийского корпуса имени Сталина», безусловно, способствовало укреплению духа призывников и их родителей.

Новобранцы Красной армии 1936 года, среди которых были молодые парни из Гаринского района, скорее всего, получили неплохую выучку и успели вернуться домой до начала Великой Отечественной войны. Но с ее началом наверняка были мобилизованы в первых рядах и на их долю выпала вся тяжесть боев 1941-1942 года.

Несмотря на большое количество заметок, посвященных армии, главной темой номера стало принятие Конституции 1936 года. Так называемой «Сталинской Конституции». Статья об этом эпохальном событии размещена в передовице. В ней сказано, что по всей стране идет обсуждение положений нового основополагающего закона страны, но далеко не все уполномоченные организации Гаринского района провели обсуждения выдвинутых на согласование статей Конституции среди населения. Эту серьезнейшую недоработку предлагалось исправить как можно быстрее, чтобы успеть к VIII Съезду советов.

Говорилось и об успехах социалистического строительства, декларированного Сталинской Конституцией. Авторы указывали, что в соответствии со статьей об обязательном всеобщем образовании в Гаринском районе с 1932 по 1936 годы количество учеников в школах увеличилось почти в два раза.

Тема строительства новых школ поднимается и в разделе, посвященном местным новостям. Сообщается о сдаче строительной бригадой из четырех человек нового школьного здания в селе Андрюшино. Однако, главный мотив локальных событий — это сельское хозяйство. Вопросы сбора, обработки и сдачи сельхозпродукции для гаринцев стояли превыше всего. Например, доярку Афонасию Путилову хвалили за то, что она «добилась от полукровной коровы повышения удойности с 5 до 15 литров». Однако не все было так гладко: «В результате халатного отношения к социалистической собственности в колхозе имени Кабакова6, колхозник Козлов Николай сломал сеялку. Колхозники осуждают поступок Козлова». Упоминание имени некоего работника в негативном контексте на страницах газеты было серьезным наказанием. Думается, что колхозник Николай Козлов исправился и в дальнейшем работал добросовестно.

Несколько необычно смотрится сообщение следующего содержания: «Огромный спрос колхозников на велосипеды наблюдается за последнее время. Пять велосипедов, поступивших в культмаг7, были проданы за один час». Стоимость велосипеда в то время колебалась в районе 250-800 рублей.8 Очевидно, жители поселка Гари ценили возможность быть мобильными. Жаль, что промышленность 30-х годов не могла предложить им электросамокатов.

В целом, представленный номер газеты «Ударник» от 20 сентября 1936 г. проникнут жизнерадостным пафосом, свойственным периодике предвоенных лет. Насколько оправдан такой тон? Однозначный ответ дать сложнее, чем кажется на первый взгляд.

С одной стороны бодрость слога оправдана не только революционным пылом молодых комсомольцев, но и самим ходом жизни. Строительство школ, о котором говорилось выше, хорошие урожай 1934, позволивший отменить карточки на хлеб9, последующее снижение цены на хлеб и отмена карточек на другие продукты10 — все это и многое другое дарило надежду простым сельским труженикам. С другой стороны необходимость реализации планов второй и третей пятилеток, приводило к усилению нажима на крестьянство. В 1936-1937 годах разгорелся очередной кормовой и хлебный кризис. Уже в ноябре 1936 г. у колхозов не было денег для закупки кормов, начался массовый забой скота, и произошло серьезное падение поголовья. Меры по изъятию зерна из колхозов привели к острому дефициту хлеба, и жители деревень двинулись за ним в город.

Можно ли было тяжело и много трудится и при этом избежать в деревнях полуголодной жизни? Вопрос дискуссионный. При ответе на него важно помнить, что во второй половине 30-х годов СССР усиленно готовился к неизбежной войне с фашизмом, шло активное строительство армии и флота, что и отражено на страницах газеты Гаринского района «Ударник».

Иван Клюс,
главный археограф отдела НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 82

  1. Богданов В.П. От Геродота до интернета: очерки занимательного источниковедения. Москва: Весь Мир, 2014. С. 110-114. 

  2. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 76092. Л. 149, 149 об. 

  3. Зеленин И.Е. Совхозы СССР в годы довоенных пятилеток. 1928–1941. Москва: Наука, 1982. С. 127. 

  4. МТС — машинно-тракторная станция; организация, отвечавшая за эксплуатацию и ремонт колесно-гусеничной техники в интересах колхозов. Одна МТС как правило закреплялась за несколькими сельскохозяйственными предприятиями. 

  5. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. Москва: РОССПЭН, 2008. С. 255. 

  6. Иван Дмитриевич Кабаков — руководитель Свердловского облсовета в середине 30-х годов XX века, видный политический и партийный деятель. 

  7. Культмаг — магазин культтоваров. Магазины этого типа входили в систему государственной торговли СССР и предлагали товары бытового, культурного и спортивного назначения. 

  8. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. Москва: РОССПЭН, 2008. С. 195. 

  9. Там же. С. 232. 

  10. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) 25 сентября 1935 г. о снижении цен на хлеб и отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель // Решения партии и правительства оп хозяйственным вопросам. Т.2. 1929-1940 годы. Москва: Издательство политической литературы, 1967. С. 547-548. 

▲ Наверх