Одним из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны стала Ржевская битва, продолжавшаяся с января 1942 года по март 1943 года.
Этим именем объединены четыре воинские операции, проходившие на Калининском и Западном фронтах против группы немецких армий «Центр»:
- Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция (8 января– 20 апреля 1942 г.),
- Первая Ржевско-Сычевская (Гжатская) наступательная операция (31 июля — 20 октября 1942 г.),
- Вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция «Марс» (25 ноября – 20 декабря 1942 г.),
- Ржевско-Вяземская наступательная операция (2 марта – 31 марта 1943 г.).
Длительные и ожесточенные бои, большие потери, позиционный характер сражений и отсутствие ощутимых успехов с обеих сторон – все это напоминало ставшую символом Первой Мировой войны и олицетворением ее ужасов битву под Верденом (1916 г.), прозванную «Верденской мясорубкой». Тогда за 10 месяцев боев Франция и Германия потеряли около миллиона человек, среди которых убитыми — до 430 тысяч.
В октябре 1941 года немцы взяли город Ржев, но так как в это время решалась судьба Москвы, основные силы были направлены на ее защиту. После контрнаступления советских войск под Москвой потребовалось как можно дальше отодвинуть войска противника и предотвратить повторный удар на столицу.
В январе 1942 года начался первый и наиболее успешный этап Ржевской битвы, продлился он до 20 апреля 1942 года. В ее ходе советские войска отбросили противника, освободив Московскую и Тульскую области, часть Калининской и Смоленской областей. Группа немецких армий «Центр» понесла большие потери – до половины личного состава. Но неудачей советских войск стало окружение и разгром 33-й армии. 20 апреля 1942 года Ставка Верховного главнокомандования отдала приказ о переходе к обороне на Ржевских рубежах.
Образовавшийся в ходе боев Ржевско-Вяземский выступ стал камнем преткновения для развития дальнейших наступательных операций советских войск и возможным плацдармом для повторного наступления немцев на Москву. Ржевское направление являлось для захватчиков одним из ключевых, так как сложившееся расположение могло позволить им вклинить воинские части между Ленинградом и Москвой, и снова атаковать нашу столицу. Поэтому отборные немецкие части всеми силами держались за этот участок. На относительно небольшой территории были сосредоточены 2/3 сил групп армий «Центр». Важным неблагоприятным для нас фактором был перевес немецких войск в артиллерии и в танковых соединениях, так как он позволил не только успешно сдержать натиск Красной Армии, но и создать мощные оборонительные укрепления и умело использовать свои резервы. Красная Армия несла несоразмерные потери, в отличие от обороняющихся фашистов.
В то же время для советского командования основным направлением был Сталинград и Кавказ, туда уходили лучшие резервы. К 1943 году именно благодаря настойчивым ударам на Ржевском направлении, отвлекающим внимание противника, удалось переломить ситуацию на Сталинградском фронте, и в итоге взять инициативу в свои руки.
Немецкая ставка после перелома в Сталинградской битве была вынуждена принять решение об оставлении Ржевского плацдарма, так как понадобились дополнительные силы, чтобы ликвидировать последствия произошедшей для них катастрофы. Можно смело утверждать, что успех в Сталинграде был связан и с боями в районе Ржева, так как мощные соединения Вермахта были связаны и не участвовали в боях на юге, а «переламывались» в советском «Вердене».
В результате полуторагодовалых боев (с октября 1941 по март 1943 года) Ржев, а также соседние населенные пункты были практически полностью разрушены. В день освобождения — 3 марта 1943 года — в разрушенном до основания городе с 56-тысячным довоенным населением оставалось 150 горожан, вместе с населением района — 362 человека1.
По данным разных историков, безвозвратные потери советской армии, включая пленных, в ходе Ржевской битвы составили от 392 554 до 605 984 человек2.
В Государственном архиве административных органов Свердловской области хранятся фонды военных комиссариатов, в которых можно найти сведения о военнослужащих, погибших, пропавших без вести, умерших от ран а также взятых в плен на этом направлении – Ржевском районе Калининского фронта.
Помимо извещений о гибели и пропаже без вести в фондах военных комиссариатов, на хранении архива находятся еще несколько интересных документов. Они включены в «Коллекцию документов участников Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), детей войны, детей участников войны, тружеников тыла».
Фондообразователи архива – Волковы Наталья Алексеевна и Галина Сергеевна (внучки участника Великой Отечественной войны Волкова Сергея Павловича) в 2019 году передали на постоянное хранение фотографию деда, его фронтовые письма и другие семейные документы. К одному из этих писем, адресованных дочери Елене, был приложен маленький букет полевых цветов, собранных в полях под Ржевом.
Сергей Павлович пал в боях в районе деревни Бельково Ржевского района 3 августа 1942 года.
На тему этой изнуряющей и кровопролитной битвы написано много пронзительных строк, все мы помним стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом». Менее известны стихи Михаила Ивановича Ножкина (актёр советского театра и кино, музыкант, член Союза писателей России, Почетный гражданин города Ржева), написанные им благодаря воспоминаниям его отца-фронтовика, получившего тяжелое ранение в этих боях.
"Под городом Ржевом" Под Ржевом от крови трава на века порыжела, Под Ржевом поныне шальные поют соловьи О том как под Ржевом, под маленьким городом Ржевом, Великие, долгие, тяжкие были бои… Под Ржевом и ночью и днем не смолкали сраженья, А враг был одет и обут и силен и жесток, Под Ржевом сжималось, сжималось кольцо окруженья И наши от пуль и от голода падали с ног. Под Ржевом болота, повсюду болота-болота, Трясина да кочки, да ямы да редкий ивняк. И в эти болота без счета, без счета, без счета Врезались герои отчаянных наших атак! Под Ржевом в кровавой, свинцовой, сплошной круговерти Не дрогнули славные дети родимой земли, Рванулись в прорыв окруженья Долиною Смерти, И в этой долине бессмертье свое обрели! А ныне в долине колышется хлебное поле, А ныне в долине снимают тройной урожай, А там под землею в три слоя, в три слоя, в три слоя — солдаты, солдаты, солдаты России лежат… А дома поныне все ждут их, всё ждут — не дождутся, В сердцах у родных все кипит неоконченный бой, А дома все верят, надеются — вдруг да вернутся! Хоть в песнях, хоть в мыслях, хоть в сказках вернутся домой… Под Ржевом от крови трава на века порыжела, Под Ржевом поныне шальные поют соловьи, О том, как под Ржевом, под маленьким городом Ржевом Великие, долгие, тяжкие были бои… М.И. Ножкин.
Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО