Первый директор архива

Баранов Анатолий Алексеевич (20.03.1937 — 05.07.2016)

Баранов Анатолий Алексеевич родился 20 марта 1937 года в г. Новая Ляля Свердловской области. Воинскую службу проходил в Приморском крае СССР в составе ВВС Тихоокеанского флота. После демобилизации поступил работать формовщиком в сталелитейный цех Уралмашзавода. С 1960 по 1965 год учился на вечернем отделении Свердловского юридического института, получил квалификацию юриста. В декабре 1963 года был избран председателем цехового комитета профсоюза сталелитейного цеха УЗТМ. В феврале 1966 года поступил на военную службу в органы госбезопасности СССР и работал там до августа 1992 года.

С конца 1980-х годов в период «перестройки» в стране возобновился процесс реабилитации репрессированных граждан. В 1987 г. была образована комиссия Политбюро Центрального комитета КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930–1940-х и начала 1950-х гг. В 1988 г. органам прокуратуры и государственной безопасности СССР было поручено продолжить работу по пересмотру дел на лиц, репрессированных в 1930-х – начале 1950-х гг., независимо от наличия заявлений и жалоб граждан1.

В 1988 году начальником УКГБ по Свердловской области генерал-майором Корниловым Ю.И. было дано распоряжение о создании специальной группы оперативных работников в количестве двадцати человек, которые в течение четырех месяцев занимались только пересмотром уголовных дел, хранящихся в архиве Управления КГБ по Свердловской области.

А.А. Баранов был назначен старшим этой группы. По каждому уголовному делу выносилось заключение, которое согласовывалось и утверждалось органами прокуратуры, выписывались справки о реабилитации. Работа по ознакомлению репрессированных лиц и их родственников с материалами архивно-следственных дел продолжалась до 1992 года.

Приказом Управления архивами администрации Свердловской области №24 от 31 августа 1992 года Баранов А.А. был назначен на должность директора Государственного архива административных органов Свердловской области с 7 сентября 1992 г.

В Государственном архиве административных органов Свердловской области сохранилась собственноручная рукопись Баранова А.А. о том, как все начиналось именно для него.

«…Учитывая большое количество уголовных дел, которые подлежали передаче на хранение в гражданские архивные учреждения, по инициативе начальника Управления архивами Свердловской области А.А. Капустина был создан архив административных органов Свердловской области в июне 1992 года. Это предложение было поддержано руководством УКБ СССР по Свердловской области и Правительством области.

В сентябре 1992 года ваш покорный слуга закончил службу в органах госбезопасности и был принят директором вышеназванного архива. Первоначальный штат наш был шесть человек – я, четыре архивиста и секретарь. Все дела архива были временно размещены в помещении партархива области на ул. Пушкина (в настоящее время архив общественных организаций2). Директор и секретарь располагались в здании Управления КГБ, где нам был выделен кабинет. Это было в то время достаточно удобно, поскольку приходилось многие текущие вопросы решать совместно с архивом УКГБ.

Какие вопросы беспокоили меня как руководителя архива? Последние годы службы в органах мне пришлось вплотную заниматься вопросами реабилитации репрессированных граждан, выяснением судеб людей, о которых родные и близкие знали только то, что человек был арестован и больше ничего. Приходилось выяснять, где захоронены расстрелянные и умершие в период следствия лица.

В этом отношении я все моральные проблемы пережил и понимал, что кто-то это все должен делать.

Скажу откровенно, я побаивался за женщин, с которыми начал работу в архиве. Ведь никому из них до того не приходилось сталкиваться с конкретными материалами тех дел. Конечно, все знали, что в стране были незаконные, необоснованные репрессии, при которых пострадало огромное число наших граждан. Но одно дело знать о проблеме в общем, а другое дело читать конкретные материалы, от которых стынет кровь. И непросто читать эти страшные материалы, и знакомить с ними родственников репрессированных, отвечать на их вопросы. Это очень и очень трудно.

Я, как мог, готовил этих женщин – архивистов. Рассказывал о некоторых конкретных случаях и отраженных в материалах дел, и о случаях. Когда человек был расстрелян, а через две недели на него «делали дело».

Надо отметить, что все женщины, которым пришлось это делать, относились к этому с пониманием. Все!

И Галина Ивановна […], и Людвига Григорьевна Сорокина, и Алевтина Сергеевна […], и Маргарита Михайловна Звягина.

Во всяком случае, каких-либо тревожных моментов в их поведении и восприятии того, с чем они столкнулись впервые, я не замечал. Наверное в душе у каждой из них возникали сомнения, непростые вопросы. Но внешне они держались спокойно, уверенно…

…если сейчас, спустя двадцать лет3, задать себе вопрос, а правильное ли было решение о создании специального архива, куда были переданы дела органов безопасности. Безусловно, это решение было верным. И очень верно было определено название – Архив административных органов.

Это название, на мой взгляд, было весьма перспективным. Сейчас это подтверждается всем состоянием данного учреждения…

…Что хотелось бы сказать в заключение? Уважаемые товарищи! Я от всей души поздравляю всех вас с приближающимся юбилеем – 20-летием архива административных органов! Желаю вам успехов в вашей работе (а она очень нужна стране, нашим людям), здоровья, счастья вам и Вашим семьям!

С уважением, бывший директор ААО А. Баранов»

Рукопись Баранова А.А.

Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 107

  1. Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/istoriya/novejshee-vremya/reabilitaciya-zhertv-politicheskih-repressij Онлайн — энциклопедия Tatarica 

  2. С 1992 года — ГКУСО «Центр документации общественных организаций Свердловской области» 

  3. Воспоминания написаны в 2012 году 

▲ Наверх