23 сентября 2019 года в фойе малого зала Дворца культуры металлургов в городе Серове открылась выставка архивных документов «С надеждой на счастье. Перебежчики в Надеждинске в 1930-е годы». Дворец культуры металлургов памятник социалистического строительства, построен в 1930 году методом народной стройки. В 1932 году во Дворце культуры выступал известный французский писатель Луи Арагон, автор поэмы «Ура, Урал!», в которой есть «Баллада о двадцати семи, казненных в Надеждинске».
Выставка подготовлена Надеждинским металлургическим заводом и Государственным архивом административных органов Свердловской области.
На открытии выставки выступили заместитель главы администрации Серовского городского округа Михаил Кынкурогов, руководитель ассоциации жертв политических репрессий в городе Серове Татьяна Топоркова, заместитель директора ПАО «Надеждинский металлургический завод» по общим вопросам Ольга Чернецова, заведующий историко-архитектурным отделом Верхотурского государственного историко-архитектурного музея заповедника, автор многих книг по истории Надеждинска-Серова Игорь Фомичёв, председатель профкома Надеждинского металлургического завода Вера Тилькун.
Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности историко-производственного музея Надеждинского металлургического завода Надежда Кокорина представила презентацию слайд — фильма основанного на фотографиях репрессированных перебежчиков.
Материалами экспозиции послужили архивно-следственные дела в отношении перебежчиков, уроженцев иностранных государств, хранящиеся в Государственном архиве административных органов Свердловской области.
Выставка «С надеждой на счастье. Перебежчики в Надеждинске в 1930-е годы» рассказывает о судьбах уроженцев иностранных государств, в поисках работы нелегально перешедших границу с Советским Союзом, прошедших проверку в Саровском карантинном лагере для предварительной изоляции нарушителей границы и направленных на работу в 1932-1934 годы в Надеждинский район (ныне Серовский район Свердловской области).
Надеждинск, переименованный в последствие в Кабаковск, стал прибежищем, новым домом для сотен иностранных перебежчиков, в основном из Польши и Румынии. Белорусы и евреи, украинцы и поляки приехали на Урал в поисках работы, новой жизни, в надежде стать счастливыми гражданами молодого советского государства. Некоторые перебежчики бежали от мобилизации на военную службу, кто-то преследовался за свою политические коммунистические убеждения, иные устали от беспросветной безработицы и ущемления по национальному признаку.
Для перебежчиков в Кабаковске на Первом разъезде был построен специальный поселок – «городок эмигрантов». Многие из перебежчиков обучались в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
Основным документом, удостоверяющим личность перебежчика, являлось Удостоверение перебежчика.
В Удостоверении перебежчика указывалась следующая информация: Фамилия, имя отчество, Перебежчик с какой страны (стороны), Год рождения, Местность, Семейное положение, Профессия.
Дата выдачи удостоверения. Срок действия удостоверения. Подписи Начальника Кабаковского Городского отдела милиции НКВД, инспектора отдела виз и регистрации иностранцев. Фотография перебежчика и круглая печать.
Настоящее удостоверение служило временным видом на жительство до оформления союзного гражданства. Срок возбуждения ходатайства о переходе в советское гражданство — 2 месяца со дня выдачи удостоверения.
На обороте удостоверения ставился штамп о продлении срока действия регистрации. Иногда вместо продления сроков удостоверения ставился штамп с места работы бывшего перебежчика.
Фотографии, снятые перебежчиками, жившими в городе Надеждинске (Кабаковске) – виды города, документальные фотографии, свидетельствующие о трудовых буднях и минутах отдыха, позволяют представить себе условия жизни новых граждан Советского государства.
Среди них фотографии из дела Оскара Мейлаховича (Михайловича) Вакшаля. Уроженец города Жешув, Польша Оскар Вакшаль служил парикмахером в парикмахерской РОКК (Российского общества Красного Креста). В 1933 году за нелегальный переход границы был подвергнут аресту сроком на 11 месяцев. На снимках люди, отдыхающие у фонтана, клиент в парикмахерской, рабочие у железнодорожных путей, фотографии из фотомастерских города Кабаковска, проведение досуга за игрой в шашки и др.
Среди фотографий из данного дела есть снимок учащихся 7 «б» класса школы (номер неизвестен) [г. Кабаковска] от 3 марта 1935 года. На обороте снимка вписаны фамилии учащихся во главе с учителем математики Иваном Михайловичем (фамилию установить не удалось).
Перебежчики посещали и Кабаковский клуб интернациональных рабочих имени Тельмана.
Перебежчики вели активную переписку со своими родными и близкими, оставшимися за границей. Открытки, письма, переводы, посылки и другие виды почтовых отправлений шли в обоих направлениях. Об этом свидетельствуют личные бытовые и семейные фотографии из дел перебежчиков из Польши. Некоторые из них были сделаны до момента нелегального перехода границы с СССР, другие были получены незадолго до незаконных репрессий.
Помимо фотографий, выполненных в Польше, Германии, Великобритании встречаются и очень редкие отпечатки из далеких заморских стран. В документах Шлема-Ицека Гершевича Розенмутера имеются фотографии из ателье в Сан-Паулу, Бразилия.
На память новоиспеченные граждане Советского Союза из числа перебежчиков направляли свои фотографии, изготовленные в фотографических артелях и ателье Кабаковска (Надеждинска).
Одним из типичных примеров может стать фотография Ивана Романовича Демьянюка (Деменюка) с деревянной этажеркой с надписью «Дарю на память Кабаковск 1935». Кладовщик пивного склада Иван Демьянюк очевидно направлял такие фотографии своим родным в деревню Бусни Озятской волости Польши (в настоящее время м. Озяты Брестской обл., Республика Беларусь).
Отец, Роман Кузьмич Демьянюк в своем письме от 28 декабря 1936 года поздравлял Ивана с «законным браком» с Зоей. «<…>Я не был капиталиста (Так в документе) или состоятельный человек, чтобы вас образовать и устроить к жизни — я этому не виноват. На сколько мог и чем мог, я старался для вас. Я сочувствую тебе, дорогой сын Ваня, что заставило покинуть тебя родительский дом — это беднота и семейные раздоры. Я очень рад, что ты теперь свободный человек и чувствуешь жизнь и ожидаешь лучшего <…>».
Многие перебежчики работали на Надеждинском металлургическом заводе, остальные добросовестно трудились в Государственной швейной мастерской, конторе «Заготзерно», Надеждинском райторге, Надеждинском горкомхозе, артели «Рабочая обувь» швейной мастерской «Трудовик», фруктовом заводе, Каквинском биржевом хозяйстве, Петропавловском леспромхозе, Дворце культуры, преподавали в металлургическом техникуме, лечили в городской больнице, обучали фотоделу в Надеждинском доме пионеров и школьников и в других организациях и предприятиях Надеждинска и района.
С началом массовых репрессий 1937 года трудпереселенцы и перебежчики стали объектом пристального внимания органов НКВД с целью выявления потенциальных и реальных врагов советского государства.
Уже в августе-октябре 1937 года Надеждинским горотделом НКВД были арестованы и привлечены к уголовной ответственности 116 жителей города Надеждинска – перебежчики из Польши. Все они были признаны виновными в том, что являлись агентами польской разведки и участниками ячейки контрреволюционной организации «Польской организации войсковой» (ПОВ), созданной в Надеждинском районе агентом польской разведки А. С. Майзиком.
По решению Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР от 15 ноября 1937 года по ст. 58-6 УК РСФСР 113 человек были расстреляны, 2 человека осуждены на 10 лет ИТЛ каждый и 1 человек осужден на 8 лет ИТЛ.
53 из 116 человек виновными в предъявленном обвинении себя не признали. При проверке выяснилось, что контрреволюционной организации «Польской организации войсковой» (ПОВ) в Надеждинском районе никогда не существовало, а материалы следствия были сфальсифицированы бывшими работниками УНКВД Свердловской области. Обвиняемые с материалами дела не знакомились, показания их не проверялись. Большинство обвинительных заключений прокурором не утверждены.
Определением Военного Трибунала Уральского военного округа от 28 сентября 1965 года дело в отношении вышеуказанных лиц было прекращено за отсутствием состава преступления.
В справке Центрального государственного особого архива МВД СССР 1957 года был дан ответ об отсутствии сведений о существовании «Польской организации войсковой» (ПОВ) на территории СССР. В архиве имеются сведения о существовании этой организации на территории России с 1914 по 1920 гг. в 1922 году эта организация в Польше была официально распущена».
Молодые перебежчики, чей возраст в основном составлял от 22 до 35 лет, переходили границу с Советским Союзом в поисках лучшей и светлой жизни, справедливости, достойной работы, социального равенства и братства и добросовестно работали на благо нашего государства.
Многие из них не успели обзавестись семьей и детьми и об их жизни, любви, мимолетном счастье нам могут поведать только архивные документы.
Сотрудники Государственного архива административных органов Свердловской области всегда готовы помочь начинающим исследователям в поиске необходимой архивной информации.
Прием запросов в архив осуществляется через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Портал государственных услуг, посредством почтовой связи и при личном приеме граждан.
Доступ пользователей в читальный зал архива осуществляется на основании Порядка работы читального зала Государственного казенного учреждения Свердловской области «Государственный архив административных органов Свердловской области» (ГКУСО «ГААОСО») утвержденного приказом директора ГКУСО «ГААОСО» от 19 марта 2018 г. № 03-01-12 и Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного приказом Федерального архивного агентства Российской Федерации от 1 сентября 2017 г. № 143.
Обращаем внимание на то, что согласно пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федераций» «ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов».
Доступ к архивным документам регламентирован также «Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел» утвержденным приказом Минкультуры РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 25 июля 2006 г. № 375/584/352.
Архив открыт для исследователей занимающихся историей России в целом и Среднего Урала в частности.
Благодарим Главу Серовского городского округа Василия Витальевича Сизикова и руководство ПАО «Надеждинский металлургический завод в лице директора Андрея Викторовича Удовенко за содействие в проведении выставки архивных документов «С надеждой на счастье. Перебежчики в Надеждинске в 1930-е годы» и надеемся на продолжение сотрудничества в сфере изучения истории родного края.
Фотографии предоставлены фотографом газеты «Сталь» г. Серов Светланой Гладковой.