Уроженцы Челябинской области на Среднем Урале в 1920-1940-е годы

Георгиевские кавалеры Первой мировой войны (слева в первом ряду полный георгиевский кавалер Григорий Васильевич Потапов). [Не ранее 1922 г. – не позднее 1945 г.]. Место съемки: г. Харбин. (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 53485. Л. 30. Фото № 23)
Георгиевские кавалеры Первой мировой войны (слева в первом ряду полный георгиевский кавалер Григорий Васильевич Потапов). [Не ранее 1922 г. – не позднее 1945 г.]. Место съемки: г. Харбин. (ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 53485. Л. 30. Фото № 23)

И.Н. Демаков

Уроженцы Челябинской области на Среднем Урале в 1920-1940-е годы (по документам фонда Р-1 «Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области» ГКУСО «ГААОСО»)

// «Архив в социуме – социум в архиве»: материалы второй региональной научно-практической конференции. Челябинск. 2019. С. 208-211.

Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО) был образован 1 июля 1992 года по постановлению Главы Администрации Свердловской области  «Об образовании Государственного архива административных органов Свердловской области» от 29 июня 1992г. № 118 в соответствии с Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» от 24 августа 1991г.  № 82, определившего необходимость передачи документов КГБ СССР в ведение архивных органов в целях предотвращения их незаконного уничтожения и создания условий для использования этих документов для нужд науки и культуры народов РСФСР.

В 1992-2002 годы в архив на государственное хранение был передан комплекс документов, составивших фонд Р-1 «Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области».

В фонд были включены прекращенные архивно-следственные дела ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ на граждан, репрессированных по политическим мотивам в 1918 — 1960-е годы ХХ века (впоследствии реабилитированных) в количестве 79085 ед. хр., за 1918 — 2011 гг.

На основе документов фонда в 1995 году была создана База данных «Книга Памяти жертв политических репрессий Свердловской области (Картотека реабилитированных)» (база данных архивно-следственных дел фонда № Р-1 «Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области») (далее — База данных), которая насчитывает 58876 записей.

На основе Базы данных и во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 10.11.1995 года № 57-П коллективом архива подготовлена Книга памяти жертв политических репрессий Свердловской области в 10 томах. В издании собрана информация о репрессированных по ст. 58 УК РСФСР 1926 года и впоследствии реабилитированных жителей Свердловской области. Всего в десять томов издания включены имена 36540 репрессированных  жителей Среднего Урала. Электронная версия размещена на сайте архива — http://гааосо.рф.

Данный комплекс документов архивно-следственных является ценным источником для изучения истории и судеб жителей Среднего Урала. В настоящем докладе я хотел бы остановиться на судьбах репрессированных в эти годы жителей Свердловской области – уроженцев современной территории Челябинской области.

Согласно данным из Базы данных в годы репрессий на Среднем Урале было арестовано около 3700 человек, уроженцев Челябинской области по состоянию на 1938 год.

Именно 3 октября 1938 года согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР из состава Челябинской области в Свердловскую область были переданы Буткинский, Камышловский, Пышминский, Тугулымский, Талицкий районы1. Спустя почти четыре года, 15 июня 1942 года Челябинскую область  по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР покинули также Каменский, Покровский районы и г. Каменск-Уральский2.

Таким образом, получается, что если вычленить из Базы данных уроженцев современных восточных и юго-восточных районов Свердловской области, составляющих большую часть выборки, на долю собственно челябинцев остается лишь несколько сотен записей.

Остановлюсь на анализе сведений из Базы данных в отношении места жительства и обстоятельств при которых жители Южного Урала очутились на территории Свердловской области.

Из доклада начальника оперативной части ПП ОГПУ Пузицкого в ПП ОГПУ об итогах работы по выселению кулачества второй категории от 6 мая 1930 года можно узнать о статистике выселения кулаков внутри Уральской области. Согласно информации из доклада «было переброшено внутри края 13708 семей, 66115 человек»3.

Раскулаченные жители Южного Урала направлялись на спецпоселение в северные районы Уральской области, в основном в Надеждинский район (в настоящее время Серовский район Свердловской области).

Таким образом появились на Северном Урале уроженцы Челябинской области С.М. Амиров4, забойщик Ауэрбаховского рудника трудпоселка Ауэрбах, А.Е. Авдеев5, и Т.Е. Авдеев6, кочегары Бокситового рудника, М.А. Авдеев7, чернорабочий леспромхоза поселка Перерождение, С.И. Батурин8 конюх сельхозартели «Новый путь» и Е.С. Танаев (Тонаев)9, забойщик Богословских угольных копей из поселка Угольный10, нагайбак по национальности и многие другие.

Помимо направленных в Надеждинский район трудпоселенцев, челябинцев отправляли в ссылку в следующие населенные пункты Свердловской области:

  • г. Нижний Тагил (трудпоселки Уралвагонзавода, рудника имени III Интернационала, кирпичного завода, Высокогорского железного рудника);
  • Сухоложский район (рудник «Белая Глина», неуставная сельхозартель «Рассвет»);
  • Ревдинский район, п. Дегтярка (ныне г. Дегтярск) (шахты «Берлин», «Нью-Йорк», Дегтярское рудоуправление (медный рудник);
  • Арамильский район (в настоящее время Белоярский район) (совхоз «Храмцово» УНКВД, станция Косулино, абразивный завод);
  • Исовский район (т.п. Нясьма);
  • Новолялинский район (Новолялинский леспромхоз);
  • Ирбитский район (диатомитовый комбинат);
  • Кушвинский район (т.п. Гороблагодатский, Гороблагодатский рудник);
  • г. Первоуральск (т.п.Трубный, Новотрубный завод);
  • г. Свердловск (кирпичный завод «Новострой», Сибирский каменный карьер, Широкореченское торфопредприятие, Исетский карьер УЗТМ, Жилкомбинат городка чекистов, т.п. Кедровый остров, Монетное торфопредприятие (в настоящее время пос. Монетный Березовского городского округа и др.);
  • Гаринский район (т.п. Зимний);
  • Кировградский район, (п. Белоречка рудник Белоречка, рудник Карпушиха, п. Верхний Тагил сельхозкомбинат).

Вернемся к нагайбакам. Немалое количество жителей Южного Урала, этой экзотической для Свердловской области национальности, были направлены в статусе трудпоселенцев в северные края.

Сложность учета репрессированных нагайбаков состоит в том, что в анкетах арестованных у некоторых из них значится русский или татарин. Получается, что среди нагайбаков Архиповых, Аюбашевых, Батраевых, Бургучевых, Вдовиных, Гумеровых, Дюсмикеевых, Ивикеевых, Иржигитовых, Исаевых, Ишменевых, Клявлиных, Минеевых, Романовых, Серебряковых, Танаевых, Уряшевых, Фадеевых, Юзеевых, Юртеевых имеются данные на наличие татарской или русской национальности.

Приведу конкретные примеры. Уроженец села Болотово Миасского района Дмитрий Петрович Иржигитов высланный в Надеждинский район, в одном архивно-следственном деле11 записан как нагайбак, в другом деле12 как русский. Среди семи репрессированных уроженцев села Краснокаменка Уйского района по фамилии Юзеев шесть записаны как нагайбаки, а один – Дмитрий Николаевич Юзеев числится русским13.

Не всегда аресты трудпоселенцев заканчивались обвинительным приговором. Нередко после продолжительного следствия, длившегося иногда год-полтора, дела Постановлением УНКВД по Свердловской области прекращались и обвиняемого водворяли обратно в трудовую ссылку.

Рассмотрим категории высланных на Средний Урал жителей Челябинской области. Подавляющее большинство из высланных шли как раскулаченные и члены семей раскулаченных. Но были и исключения.

Житель села Кассель Нагайбакского района Алексей Иванович Архипов14 был выслан в 1930 году Надеждинский район как сын священника.

Немало южноуральцев пострадали за свою службу в белогвардейских вооруженных формированиях в период Гражданской войны и были направлены в трудовую ссылку.

Уроженец села Московское Варнинского района, казак Алексей Григорьевич Долматов, 1900 г.р. в протоколе допроса в феврале 1934 года рассказал об обстоятельствах своего раскулачивания.

«…В 1919 году был мобилизован в армию Колчака и служил во втором запасном казачьем полку, который был разбит Красной армией в боях у горы Извоз около Верхнеуральска. Вместе с отступавшими войсками белого движения дошел до Китая, позднее вернулся на родину. В мае 1920 года вступил в ряды Красной армии и вплоть до 1924 года участвовал в боях против банды Орлова, в подавлении выступлений остатков белогвардейских частей в Монголии… В белом движении из поселка Московский участвовало 6 человек, из которых на 1934 года никого в живых не осталось. В 1931 году был раскулачен и направлен в спецпоселок Сибирский карьер г. Свердловск. В момент выселения из нашего поселка нас выселено 6 семей, три человека Долматовых, Алексей, Семен и Кирилл, Землянских Яков и Герасим и Черепухин Захар Фадеевич. В 1930 году в феврале месяце из нашего поселка были выселены С.15 Яков Исаевич, Горбунов Иван Филиппович. В данное время проживают в Тагильском р-не. В 1931 году в апреле месяце из нашего поселка были выселены Горбунов Григорий Иванович и Долматовы Игнатий Федорович и Прокопий Федорович которые в данное время проживают в Надеждинском р-не…»16. Яков Андреевич Землянский был осужден на 10 лет лишения свободы, а три брата Долматовых – Алексей, Семен и Кирилл с семьями направлены в спецссылку на 5 лет в Гаринский район.

В документах архивного фонда Р-1 ГААОСО нередко встречаются свидетельства о казаках Оренбургского казачьего войска, уроженцах Челябинской области. Самой яркой на настоящий момент среди выявленных документов является информация о судьбе Георгия Васильевича Потапова.

Георгий Васильевич Потапов родился в 1887 году в Оренбургской губернии (Челябинский уезд, станица Еткульская, поселок Потаповский), из крестьян-казаков, житель г. Харбин. Отец – казак Еткульской станицы. С 1909 года служил в 3 Оренбургском казачьем полку рядовым казаком. В 1912 году с действительной службы вышел в чине старшего урядника. В 1914 году был мобилизован в 11 Оренбургский казачий полк. В 1915 году за трудовую разведку получил первую награду – Георгиевский крест IV степени. В том же году был ранен. В 1915 году получил еще два Георгиевских креста – III и II степени, а также  две медали «За храбрость». До 1916 года участвовал в боях и получил Георгиевский крест I степени и еще одну медаль «За храбрость».

В 1918 году по приказу Колчака был мобилизован в 6 Оренбургский казачий полк, и в 1919 году присвоено звание вахмистра пулеметной команды, но значился как полный георгиевский кавалер. В 1920 году за Сибирский поход получил Г.Потапов звание прапорщика и орден I степени «За Великий Сибирский поход». В 1922 году перешел в Маньчжурию и с 1922 года проживал в городе Харбин. С 1926 года работал шофером. В 1932 году в Линейном поселке города Харбин построил собственный дом.

С 1934 по 1937 год был участником организации в Маньчжурии «Объединение оренбургских казаков», а с 1937 по 1945 год «Союза казаков на Дальнем Востоке». Как десятидворный Г.В. Потапов собирал с казаков членские взносы. Печатные органы объединение не имело, но через частные типографии издавало свою ежегодную газету «Оренбургский казак». Газета выпускалась по случаю традиционного войскового праздника в День Георгия Победоносца и заполнялась поздравлениями казаков. Объединение как таковое просуществовало до 1937 года, а затем вошло в «Союз казаков на Дальнем Востоке». В связи с переводом объединение утратило свое прежнее название и стало называться «Оренбургской станицей». В числе такой литературы были журналы «Дальневосточный казак», «Оренбургский казак», «Луч Азии» и другие. В 1942 году в числе других участников Союза Г.В. Потапов был представлен к награждению нагрудным знаком «За усердие».

Помимо участия в «Союзе казаков на Дальнем Востоке» Г.В. Потапов еще состоял в так называемом «Обществе соседской взаимопомощи» — организации общественного характера. В его обязанности как десятидворного входил учет всех лиц, проживавших на его участке, распределение среди жителей этого участка продукты питания и промтовары, обеспечение топливом и сбор с каждой семьи ежемесячных членских взносов. С 1935 года по 1945 год Г.В. Потапов являлся участником организации «Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурии» (БРЭМ).

В сентябре 1945 года Георгий Васильевич Потапов был арестован советскими войсками в Маньчжурии. В 1947 году осужден по ст. 58-4 и 58-11 УК РСФСР за участие в контрреволюционной организации и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Первая жена Г. Потапова – Елизавета Афанасьевна Потапова, сын Константин остались в 1919 году в станице Еткульской, также в СССР остались и братья Иван, Василий и Степан Потаповы. Судьба их по материалам дела не прослеживается.

В  протоколах допроса Г.В. Потапова описывается боевой путь казачьего офицера в годы Первой мировой и Гражданской войн, в том числе в период боевых действий на Урале.

О пребывании весной — летом в составе 6-й Уральского отдельного артиллерийского дивизиона на Южном Урале, в частности в Челябинске, рассказывает переписка студента Уральского Горного института в Екатеринбурге, добровольца белого движения Валентина Федоровича Ладыгина17.

Уроженцем города Миасса являлся и Борис Апполинариевич Герасимов-Сергеев18. В годы первой мировой войны ушел добровольцем на фронт, был направлен на обучение в Павловское военное училище. После окончания военного училища продолжил службу в 208 Лорийском и 2-м Софийском полках. После демобилизации поступил певцом в Художественную студию в Екатеринбурге. Был мобилизован в чехословацкий корпус и направлен в 25 Екатеринбургский полк 7-й Уральской дивизии. За бои под Нижним Тагилом получил чин подполковника. С июля 1919 года после ранения в боях не участвовал. Отступал с Белой Армией Колчака до Иркутска. Был арестован Иркутской ВЧК, после прекращения дела поступил в Симфоперу (Иркутск), где работал артистом оперы. Арестованный в Иркутске 20 октября 1921 года Борис Апполинариевич Герасимов-Сергеев переправлен в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ВЧК. Ввиду отсутствия конкретных преступлений во время службы в армии Колчака Постановлением от 6 сентября 1922 года Борис Апполинариевич Герасимов-Сергеев был освобожден из под стражи под подписку, для последующей агентурной разработки.

Младшим братом Б.А. Герасимова-Сергеева являлся известный советский кинорежиссер Сергей Апполинариевич Герасимов.

Остановлюсь на рассказе о уроженцах Южного Урала внесший свой вклад в развитие культуры и образования на Среднем Урале.

Быстротечно, в период со 2 по 4 ноября 1937 года, проведено было следствие по делу И.В. Щепкина — директора Свердловского краеведческого музея.

Иван Васильевич Щепкин родился 8 ноября 1896 в поселке  Саткинского завода. При обыске у Ивана Щепкина были изъяты книги авторов врагов народа 13 штук и книг собственного произведения 49 штук, а также архивных бумаг 1 связка, книга «История гражданской войны», папка с личными партийными делами, облигации на сумму 3725 рублей и 13 фотокарточек19.

И.В. Щепкин пять раз исключался из партии и восстанавливался. Причиной являлось участие в службе в белом движении адмирала Колчака. Иван Щепкин с июля 1918 года служил в Златоустовском пехотном полку младшим офицером инженерной роты для обслуживания связи. Помимо этого в вину задержанного ставилось родство с участниками восстания в Саткинском заводе в 1918 году с братьями — Алексеем Ивановичем и Иваном Ивановичем Щепкиными.

За участие в боях против Красной Армии, организацию отрядов для разгрома Советов вместе со своими братьями и имевшуюся тесную связь с врагами народа по заданию которых развалил работу Свердловского Облмузея И.В. Щепкин был расстрелян 9 ноября 1937 года20.

Примерно в это же время был арестован и расстрелян директор Свердловского музея революции, уроженец поселка Симского завода, член  ВКП(б) в 1904-1937 годах Василий Андреевич Чевардин21.

В Уральском индустриальном институте (в последствии Уральский политехнический институт) в городе Свердловске заведующим кафедрой и преподавателем политэкономии служил Иван Никонорович22 Кузнецов, уроженец поселка Симского завода.

При аресте 23 февраля 1937 года у И.Н. Кузнецова были изъяты книги троцкистские в количестве 45 шт. и кинжал23. Иван Кузнецов до работы в Уральском индустриальном институте трудился в Челябинске. Член партии с 1925 г. по 5 февраля 1937 года – исключен за двурушничество, срастание с врагами,  проталкивание троцкизма в лекциях и докладах24.

И.Н. Кузнецов был осужден 3 сентября 1937 года к 6 годам исправительно-трудовых лагерей. После пересмотра дело Постановлением УГБ УНКВД по Свердловской области от 27 августа 1939 года прекращено.

Завершая свой доклад я хотел бы обратить внимание представителей общественности, научных, образовательных организаций, историков, архивистов, краеведов Челябинской области на необходимость и потребность совместного изучения истории России ХХ века на основе архивных документов государственных и муниципальных архивных учреждений Среднего и Южного Урала.

Необходимо планомерно развивать партнерские отношения между регионами в сфере получения и обмена ретроспективной информацией о событиях советского периода истории нашего государства.

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 945

  1. Изменения в административно-территориальном делении Свердловской области: 1934-1991 // Государственный архив Свердловской области. Екатеринбург, 2008. С. 35. 

  2. Там же. С. 136, 170. 

  3. ГА РФ. Ф. Р-9414. оп. 1. Д. 1943. Л. 6-48. Опубликовано: История сталинского Гулага. Конец 1920-х – первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7-ми томах/ Т. 5. Спецпереселенцы в СССР. М.: РОСПЭН, 2004. С. 118. 

  4. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 1771. 

  5. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 36284. 

  6. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2441. 

  7. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 24425. 

  8. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 25944. 

  9. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 5677. 

  10. В настоящее время г. Карпинск. 

  11. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31419. 

  12. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 31413. 

  13. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 28015. 

  14. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2383. 

  15. Фамилия неразборчива. 

  16. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 42076. Л. 32 об. — 33 об. 

  17. Демаков И.Н. Твой Валентин // Архивы Урала. 2011. № 15. С. 100-127. 

  18. Сергеев – сценический псевдоним Б.А. Герасимова. 

  19. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 17215. Л. 3. 

  20. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 17215. Л. 20, 21. 

  21. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 18901. 

  22. По другим данным – Никифорович. 

  23. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2881. Л. 3. 

  24. ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2881. Л. 6 об. 

▲ Наверх