Без погон и званий

Без погон и званий

Партизанские отряды и подпольные ячейки включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Подготовка диверсантов и разведчиков на места командиров партизанских отрядов и подпольных ячеек началась еще до начала войны. Советское командование придавало большое значение этой деятельности, и уже 29 июня 1941 года была выпущена в свет директива, которая предписывала организацию партизанского движения в занятых немецкими войсками районах СССР.

Среди причин, побуждавших граждан вступать в партизанские отряды, немалое значение сыграл «новый немецкий порядок», основанный на унижении местного населения и беспредельной жестокости. Так же участниками партизанского движения становились бойцы и командиры, попавшие в окружение и не прорвавшиеся за линию фронта «к своим». В лесных отрядах присутствовали старики, женщины и даже подростки. Все, кто умел держать в руках винтовку и хоть как-то мог помочь борьбе за освобождение страны.

Формирование партизанских отрядов изначально было поручено партийным органам на местах. Им предписывалось организовывать сеть подпольных групп в деревнях и городах, формировать отряды в лесах. Установление связей, подбор людей, подделка документов, добыча оружия – все относилось к работе подпольных организаций. До лета 1942 года советские подпольщики подчинялись партийным комитетам, 4-му Управлению НКВД, военным советам и разведывательным органам фронтов и армий РККА. Но это приводило к несогласованности в работе, неэффективному расходованию сил и средств, так как эти управленческие структуры ставили задачи одним и тем же партизанским отрядам без достаточного согласования усилий между собой.

Вскоре стало ясно, что необходимо создать единое управление отрядами и соединениями. С этой целью 30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения. Штаб управлял силами сопротивления на оккупированных территориях СССР, занимался снабжением боеприпасами, медикаментами, готовил кадры. Одним из главных достижений новой структуры считается обеспечение партизан радиостанциями, благодаря которым удалось кардинально улучшить взаимодействие с регулярными войсками, а также обобщать и распространять опыт партизанской борьбы. Взаимодействие с советскими воинскими частями было организовано таким образом, что партизаны находились в тесном взаимодействии с командованием фронтов, благодаря чему разведывательные данные народного сопротивления становились важным дополнением при планировании военных операций, что в немалой степени способствовало их успешному проведению.

Начиная со второй половины войны ни одна крупная фронтовая операция Красной Армии не обходилась без взаимодействия с партизанами, которые уничтожали железнодорожные пути, взрывали мосты, обстреливали шоссейные дороги, наводили на цель дальнюю бомбардировочную авиацию, предоставляли ценные сведения по расположению немецких соединений.

В агентурную разведку были вовлечены тысячи местных жителей. Они устраивались на жительство вблизи важных объектов противника с целью наблюдения за передвижениями воинских частей, или поступали на службу в фашистские учреждения для добычи важных сведений.

Одной из форм борьбы против немецкого режима стало противодействие угону советских граждан. Принудительный вывоз сотен тысяч людей в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы в Германию, продолжался с 1942 по 1944 годы. Изначально отправка осуществлялась в добровольном порядке, но оказавшись на месте, люди сталкивались с тяжелыми условиями и жестоким обращением. Немцы называли их «остарбайтерами» — рабочими с востока.

Нашивка остарбайтера Соколовского Александра Алексеевича
Нашивка остарбайтера Соколовского Александра Алексеевича.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 20539. Л. 19.)

«Бойцы без погон» как могли, вступали в противостояние за мирное население, препятствуя угону мирного населения в Германию. Получение сведений об отправке эшелонов с «живым товаром» являлось одной из насущных задач для партизан – ведь среди угоняемых часто оказывались непосредственно их близкие и знакомые.

Среди оставшихся в оккупации были и те, кто пришел на службу к немцам поддерживать «новый порядок», ведь для того чтобы успешно выполнять управленческие обязанности, оккупантам требовались помощники из местного населения. Немецкая администрация на захваченных территориях сформировала «Вспомогательную полицию».

После освобождения оккупированных территорий Красной Армией, многие бывшие полицаи были подвергнуты фильтрационной проверке, чтобы удостоверить органы СМЕРШ в своей причастности или непричастности к немецким злодеяниям. Обычно выявление бывших полицаев проходило легко – их знали односельчане или жители местностей, в которых они свирепствовали. Достаточно было лишь показаний свидетелей. А как опознать среди служивших немцам патриотов? В итоге было принято решение – минимум двое свидетелей («официальных» партизан), должны подтвердить участие в партизанской борьбе.

«Приговор.

Мы, граждане деревни Кострицы Заходского сельсовета Шкловского района Могилевской области на гражданина нашей деревни Бугаева Прокопа Филипповича. В том, что он за период службы полицейским к населению относился добро, а именно сберегал людей от угона в немецкое рабство. Не отдал ни одного человека для издевательств немцам, а так же сам не издевался над народом, скрывал людей от угона на работы, проводил среди населения разъяснительную работу, чтоб не сдавали …., молоко…

Тов. Бугаев, работавший полицейским, имел связь с партизанами, скрывал и переправлял через Днепр партизан. Что и удостоверяем своими собственными подписями.

1. Бугаев Илья Иванович

2. Маяров Антон И.

3. Курпатен Никита Еф.

4. Бугаев Василь Ал.

5. Кравцов Федор Я.

6. Бугаев иван Ал.

7. Маркошански Федос Фр.

8.

9. Бондасова П.

10. Купыщин М.Е.

11. Илюшенков И.

12. Курпацино Н.

13. Паис…о

14. Б…у…в Мишка

15. Палнус…

16. Кастрыца Н.

17. Садев… Федуз

18. Кострыца Владимир

19. Бондаков И.

20. Маркошин

21. Бе…в

22. Сад… А.

23. …

24. …

25. Му…

26. Маркшанская

27. Кастрыца

28. Лу…

29. Кастрыца П.

30.

31. Кастрыца Андре

32. Кастрыца

33. Би…

34. За…

35. …

36. Заро…

37.

38. Воре…

Приговор граждан деревни Кострицы Заходского сельсовета Шкловского района Могилевской области на гражданина Бугаева Прокопа Филипповича.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 49198. Л. 196.

Из анкеты Бугаева Прокопия Филипповича, уроженца деревни Кострицы Шкловского района Могилевской области (Белорусская ССР) известно, что родился он в 1911 году, сам из крестьян. В 1941-1944 гг. проживал на оккупированной территории. В июле 1941 г. попал в плен, бежал, вернулся домой, где 5 месяцев работал полицейским. Судя по представленному документу, на самом деле он являлся связным партизан.

Вклад борцов «без погон и званий» в победу над врагом невозможно переоценить. Благодаря их действиям захватчики не могли чувствовать себя в безопасности даже в глубоком тылу. С благодарностью и уважением следует помнить о тех, кто рисковал жизнью на фронтах без флангов и линии фронта, в окружении врагов.

Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 104
▲ Наверх