Каждый советский или российский школьник наизусть знает строчки из стихотворения в прозе, написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым: «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Сегодня, 24 мая, когда в России отмечается День славянской письменности и культуры, тем более будет уместным вспомнить эти слова.
Алфавит, созданный книжниками Кириллом и Мефодием в IX веке в первую очередь для перевода священных библейских текстов, используется до сих пор в Русской православной церкви. Но современный русский язык, в том числе тот, на котором писал Иван Сергеевич Тургенев, является прямым наследником языка наших предков, языка, буквенные символы которого подарили нам равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Предлагаемый вашему вниманию документ, является примером церковно-славянской письменности. Это листы из старообрядческого журнала «Церковь», включающего в себя тексты нравоучительного характера. Журнал рукописный, содержит иконографические иллюстрации. Он был создан в конце XIX — начале XX века, и теперь находится на хранении в Государственном архиве административных органов Свердловской области.
В старообрядческом журнале «Церковь» большое место занимает раздел «Утешение огорченному». В нем читатели получали советы о том как строить свои отношения с окружающим миром, как переживать трудности, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы сохранить человеческое лицо. Важно помнить, что в церковно-славянском слово «утешение» близко по смыслу к слову «наставление» или «увещевание».
Раздел начинается со следующих слов: «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете». Далее следует притча: «один духовный старец, живший в уединении ради Бога, узнал о несчастии, постигшем некоторого знатного христолюбивого и богобоязненного человека. Принял к нему срочное участие, яко принес следующую молитву о нем Богу: Боже, Отче Господь наш Иисусе Христе, Отче щедрый и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей. Утешь сего человека, созданного руками Твоими, умудренного Твоею премудростью, возвеличенного десницей1 Твоею, прославленного Твоею благостью…» Таким образом миряне старообрядческих приходов научались молитве за ближних, попавших в беду, учились деятельному сопереживанию, что бесспорно свойственно для всех христиан.
В другой части «утешений» дается следующая притча: «Вышел учитель и нашел у дверей Церкви нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом беднейшем рубище. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие: «добрый день тебе, старец»! А старец отвечал: «не помню, что бы для меня какой-нибудь день недобрый». Учитель остановился и как бы исправляя свое первое приветствие промолвил: «я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье»! А старец отвечал: «я несчастлив никогда не был»! Удивился учитель и подумав, что невслушался2 или не понял его ответ, присовокупил: «А желаю, чтобы ты был благополучен»! «А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал!» — отвечал старец. Тогда учитель, полагая, что старец велеречив3, и желая испытать его ум, сказал: «желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь»! «Я ни в чем не нуждаюсь, — отвечал старец — и имею все, что желаю, хотя и не ищу временные благополучия»». Далее следует длинный и содержательный диалог, из которого прихожанин старообрядческой церкви узнает о том, что далеко не все в этой жизни меряется материальными благами. Особой убедительности поучениям должно придать то, что они исходят от нищего старца. Например о несчастии старец говорит следующее: «Боязнь счастия и несчастия опасны только тем, кто их боится. Но я не забочусь о счастье и никогда не молюсь о нем к небесному Отцу, всем управляющему. И таким образом никогда не бываю несчастливым, подобно тому желания которого всегда исполняются».
Представленный документ демонстрирует насколько богата и разнообразна наша культура. Люди, наполнившие культурное пространство России письменными памятниками, оставили для нас богатейшее наследие, которое необходимо ревностно хранить для последующих поколений.
Иван Клюс,
главный археограф отдела НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО