В 2023 году отмечается 300-летие со дня основания города Екатеринбурга (в советское время носил имя Свердловск). Государственный архив административных органов Свердловской области представляет вниманию читателей сайта документы, повествующие об истории столицы Среднего Урала.
Первый рассказ посвящен развитию автомобильного транспорта в Екатеринбурге.
В начале ХХ века Екатеринбург не мог похвастаться хорошими дорогами. Горожане передвигались в основном пешком, лошадиный извоз был единственным видом общественного транспорта в городе.
Одним из инициаторов появления в городе «самодвижущихся повозок», как называли в то время автомобили, был Рихард Робертович Штроль.
Рихард – Арвид Робертович Штроль родился в 1872 году в селе Штрасбург Саратовского уезда Саратовской губернии1 (в настоящее время село Ромашки Палласовского района Волгоградской области) в купеческой семье. В 1890-е годы обосновался в Екатеринбурге, где в 1896 году открыл магазин резиновых и парфюмерных изделий на Главном проспекте (проспект Ленина). Спустя некоторое время магазин Р.Р. Штроля переехал на Покровский проспект (ул. Малышева 64/Гоголя 1).
Рихард Штроль являлся представителем фирмы «А. Лейтнер и Ко» из Риги, производившей велосипеды «Россия».
Помимо велосипедной техники магазины Рихарда Штроля торговали галстуками, перчатками, швейными и вязальными машинами, женским бельем и другими заграничными модными вещами.
Второй магазин Штроля разместился на первом этаже дома доктора Исаака Абрамовича Сяно на углу Вознесенского и Покровского проспектов (ныне здание Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова по улице Карла Либкнехта, 2).
Объект культурного наследия, памятник архитектуры начала ХХ века известный как «Дом доктора И.А. Сяно» был построен в 1910 году в самом центре Екатеринбурга на углу Вознесенского и Покровского проспектов (ныне перекресток улиц Карла Либкнехта — Малышева)2.
Семья Штроль была известна в дореволюционном Екатеринбурге как первые автовладельцы и продавцы автомобильной и велосипедной техники. Для поездок на автомобиле из Москвы был специально выписан шофер по фамилии Масленников.
Во дворе магазина находился гараж, где любой желающий житель Екатеринбурга мог взять напрокат автомобиль или мотоциклетку.
В семье Штроль росли трое сыновей — Рихард 1904 г.р., Роланд 1905 г.р. и Эдгард 1907 г.р.
Рихард Штроль являлся действительным членом Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей, многократным участником велосипедных гонок, организатором лыжных, велосипедных и автомобильных соревнований, тем самым внес большой вклад в развитие спорта в Екатеринбурге.
В Первую Мировую войну купец первой гильдии Рихард Робертович Штроль был арестован за пораженческую агитацию и свое немецкое происхождение, выслан в Иркутск, где и скончался в 1915 году.
Супруга Мария — Леокадия Петровна Штроль продолжала торговое дело мужа вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда магазины были конфискованы. В 1929 году Леокадия Штроль была лишена избирательных прав, в 1935 г. выслана из Свердловска, в 1937 г. вернулась обратно, получив обратно свой конфискованный дом на ул. Мамина-Сибиряка, 103.
Леокадия Штроль была арестована 18 июля 1941 года по обвинению в проведении антисоветской агитации, направленной против советской власти и на дискредитацию руководителей партии и правительства.
17 декабря 1941 года Леокадия Штроль была расстреляна. Судьба двух старших сыновей по материалам архива не прослеживается. Про младшего сына – Эдгарда Штроля – известно, что он учился в промышленном техникуме и во Всесоюзном Автомобильно-Дорожном Институте Заочного Обучения, работал шофером в городе Свердловске, неоднократно обращался с заявлениями в германское посольство в Москве о получении паспорта и о принятии его в германское подданство.
Илья Демаков,
заведующий отделом НСА,
использования и публикации архивных документов ГААОСО