Работа в условиях пандемии
Образ жизни людей во многих странах изменился с появлением угрозы заражения коронавирусной инфекцией. Россия не стала исключением. Российским архивам, решающим задачи социального характера, предстояло оперативно отреагировать на этот вызов и, преследуя цели нераспространения инфекции, перейти на новые формы работы. О том, каким апрель стал для свердловских архивистов – в материале «Архивных ведомостей».
«Доброе утро, коллеги! У нашего отдела все благополучно. Заболевших нет. Происшествий не зарегистрировано. Дежурные на месте. Все готовы к дистанционной работе», – с таких перекличек в общем интернет-чате теперь начинается каждое утро сотрудников государственных архивов Свердловской области. Информация со всех учреждений ежедневно направляется начальнику областного Управления архивами.
Свердловская область, будучи связующим звеном между Европой и Азией, оказалась одной из тех, кто вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью, принял на себя удар невидимого «врага». Уже к 17 марта в соответствии с указом Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева все свердловские государственные архивы были переведены на противоэпидемический режим работы: сотрудники, работающие с посетителями, снабжены медицинскими масками, на входе установлены дезосредства для рук; введен усиленный контроль за наличием в туалетных комнатах моющих средств и за работой в помещениях систем очистки и обеззараживания воздуха; установлен особый санитарный режим – ежедневная обработка не только полов, но и всех поверхностей, дверных ручек, проветривание кабинетов.
С 23 марта архивы временно прекратили работу читальных залов. Все свои силы архивисты бросили на исполнение запросов, приходящих по почте и посредством телекоммуникационной сети Интернет, а также через Единую систему предоставления государственных услуг. Сотрудникам в возрасте 65 лет и старше было предписано соблюдать режим самоизоляции…
Газета «Архивные ведомости» от 27 апреля 2020 года № 4 (226), стр. 1.
«Книга Памяти раскулаченных Свердловской области»
НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО
Согласно Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий в конце апреля 2019 года свердловскими архивистами начата работа над созданием «Книги Памяти раскулаченных Свердловской области». За год был изучен опыт создания подобных тематических ресурсов в разных регионах страны, проанализирован имеющийся информационный потенциал и возможности Государственного архива Свердловской области (ГАСО), на базе которого развернулась основная работа по созданию Книги Памяти, собрана информация о наличии необходимых сведений в фондах архивных учреждений Свердловской области, разработан информационный ресурс «раскулаченные.рф», ставший промежуточным этапом создания Книги Памяти.
К началу 2020 года в базу данных ресурса было внесено 9800 карточек с данными о раскулаченных. Данные были введены силами сотрудников Государственного архива Свердловской области, филиала ГАСО в городе Каменске-Уральском, Государственного архива в городе Красноуфимске, Центра документации общественных организаций Свердловской области, Государственного архива административных органов Свердловской области, Государственного архива в городе Ирбите.
На базе ГАСО создана рабочая группа, ежедневно пополняющая данными информационный ресурс «раскулаченные.рф». Благодаря ее работе за три месяца текущего года ресурс пополнился еще на 5555 карточек.
Документы, из которых черпаются данные для ввода в информационный ресурс, представляют собой не только личные дела раскулаченных, протоколы заседаний и постановлений различных уровней исполнительной власти, но и анкеты, жалобы, заявления, характеристики, докладные записки, справки правоохранительных органов и др. Документы находятся в различном физическом состоянии. Зачастую архивисты вынуждены снижать темп переноса информации с традиционного на электронный носитель, чтобы лучше вчитаться в полупрозрачные листы кальки, размытые чернила, затухающий текст печатной машинки либо рукописный текст.
Газета «Архивные ведомости» от 27 апреля 2020 года № 4 (226), стр. 5.