Великая Отечественная война в истории моей семьи

Фотография

Автор:
Крупина Виктория Витальевна, ученица 6 класса МКОУ ООШ д.Нелоба

Направление: очерк

[Просмотр PDF-файла]

Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Никогда не изгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Уроженцы деревни Нелоба внесли свой большой вклад в общую Победу.

Все меньше и меньше остается в живых участников и очевидцев событий Великой Отечественной 1941-1945 гг. Детям войны важно успеть передать историческую правду, а нам — успеть сказать им спасибо за самоотверженность, силу духа, любовь к Родине. В год юбилея Великой Победы я решила принять участие в конкурсе «По следам войны».

Моё участие — вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности поколению детей войны. Я хочу рассказать о своих прадедушках и прабабушках.

Моя прабабушка Нина Ивановна Кузовникова ( Калапова) родилась в 1928 году в д. Ильинка Петрокаменского района Свердловской области.

Ее мама, моя прапрабабушка Александра Михайловна, выросла сиротой, потому что родители ее рано умерли. Мужа забрали на действительную службу. Прапрабабушка осталась с двумя девочками.

В 1935 году началась коллективизация. Семья лишилась всего: забрали лошадь, телку, зерно. Оставили только корову. Отец вернулся из армии и отправился на лесозаготовки в Нижний Тагил: ведь нужно было как-то содержать семью. В это время родился брат Вася.

В нашей семье бережно хранится воспоминание моей прабабушки Нины Ивановны:

— Время было голодное, одежды не было. Мама решила перебраться к бабушке в Нижнюю Салду. Перевязала Васю полотенцем на спине, меня взяла на руки. Пришлось забрать с собою корову. Вот так пешком добрались до бабушкиного дома. Но жить нам пришлось в старом хлеву, так как нахлебников у бабушки было и без нас.

Мы с сестрой начали учиться в школе. Мама с папой устроились работать на завод после того, как получили прописку.

Жить в условиях хлева было неудобно, поэтому в 1939 году решили вернуться в деревню. Родители работали в колхозе, а мы, дети, на молотилке. Коней запрягали, чтобы они с нашей помощью ходили по кругу. Молотилка кружилась, и получалось зерно. Вечером, после тяжелой работы, можно было отдохнуть, сидя верхом на лошади. Это было такое удовольствие.

Помню, как получили страшное известие о начале войны. Все мужчины ушли на фронт. В июле 1941 года призвали и нашего отца. Провожали его всей деревней. Была гармошка, много песен, а еще больше — слез. Уезжал он не один, а с другом. В четыре часа утра к дому подвезли пару лошадей. Отец встал на колени и простился с народом. Потом его повезли в Петрокаменск, а через восемь месяцев мы получили похоронку. В ней сообщалось о том, что Калапов И.В. погиб в марте 1942 года под Москвой. Место захоронения нам неизвестно.

Мама работала с утра до вечера. За день могла заработать 200-300 граммов муки. Помогали фронту: отправляли зерно, теплые вещи. Руководство колхоза создало детскую бригаду, и нам, детям, приходилось много работать: на сенокосе гребли, копнили. Даже приходилось колоть дрова.

1943 год очень был голодным. Все лето лил проливной дождь. Собирали гнилую картошку. Снова переехали в Нижнюю Салду. Меня устроили учиться в школу ФЗО и на работу на военный завод. Дома я находилась мало. Однажды прихожу домой, а Степа сидит бледный, руки трясутся и синими губенками шепчет: «Я есть хочу». И решили мы снова вернуться в деревню, считая, что там можно прокормить семью. В холодный осенний день я несла на руках Степу от города до деревни на расстоянии 30 километров.

Так семья моей прабабушки переехала в деревню Нелобу. Начали строиться в числе первых. Сейчас в построенном в то время доме живут родственники.

Когда моей прабабушке было 11 лет, она научилась играть на балалайке, которая была в доме у соседей. В 1941 году, когда отец уходил на фронт, он купил своей любимой дочери балалайку. Так в 13 лет у Нины появился свой музыкальный инструмент. На всю деревню в войну была одна гармошка и балалайка. Вечерами после трудной работы собиралась молодежь в клубе, и тогда звучали наперебой-то гармошка, то балалайка.

Прабабушка вышла замуж за Александра Николаевича Кузовникова. Это мой прадедушка. Когда началась война, ему было 11 лет. Он был высокого роста, и взяли его помощником тракториста. Целое лето он работал на полях. Он научился косить вручную, ставить копны — это было не просто.

Мои прабабушка и прадедушка любили петь, были участниками художественной самодеятельности в деревне, неоднократно выступала на городских конкурсах.

Александр Николаевич и Нина Ивановна Кузовниковы — дети войны, лишенные отцовской ласки. Их отцы погибли на фронте, поэтому не случайно в их репертуаре есть песни о сиротском детстве. В них мальчик-сирота, которого изнуряет голод и холод, вынужден все пережить, его все обижают, и он для всех чужой:

Позабыт позаброшен,
С молодых юных лет.
Я остался сиротою,
Счастья доли мне нет.

Военная тематика занимала важное место в репертуаре Кузовниковых. В их песнях, как правило, муж-защитник, прощаясь с женой, уходит на фронт биться с врагом, требуя от жены быть верной и чаще писать:

Я еду на фронт биться с фрицем
И страну, и тебя защищать.
А ты будь мне женкою верной
И старайся почаще писать.

Прабабушка Нина Ивановна и прадедушка Александр Николаевич Кузовниковы ¬- труженики тыла. Имеют 18 лет колхозного стажа. Награждены юбилейными медалями, а прабабушка — орденом «Материнской славы 3 степени».

У них 7 детей, 11 внуков и 5 правнуков. Хоть и нет рядом с нами наших прадедушки и прабабушки, но мы помним о них.

В детстве мои прабабушка и прадедушка узнали, что такое голод и холод, боль и смерть, сиротство и страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.

Приложения


Эта публикация участвовала в конкурсе «По следам войны».

Оценок: 20.

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 369
▲ Наверх