С середины XVII века, после начала грандиозных церковных реформ Патриарха Никона, проводившихся в годы царствования Алексея Михайловича, на Урал хлынул поток «старообрядцев» или «раскольников». Т.е. людей, которые не приняли преобразований в православной церкви – исправления церковных обрядов и богослужебных текстов в соответствии с греческой традицией. Основные районы, откуда происходили переселения старообрядцев на Урал: земли Пскова, Новгорода, Поморья. В XVIII веке поток старообрядцев хлынул из района реки Керженец (ныне Нижегородская область), отсюда происходит уральское название старообрядцев – кержаки. Некоторые специалисты утверждают, что даже в первой половине XIX века до 50 % населения Урала были старообрядцами.
Власти Российской империи на местах проводили последовательную дискриминационную политику по отношению к старообрядцам. К ним применялось двойное налогообложение, также велась активная агитация за переход в официальное православие. Старообрядцы бежали от преследований, совершали обряды в тайне. В подборке документов представлен Указ от 24 декабря 1735 года действительного статского советника Василия Николаевича Татищева о посылке 40 человек драгун на реку Утку с целью поиска раскольников. Порой дело доходило до актов самосожжения, что видно из Промемории Сибирской губернской канцелярии в Канцелярию Главного заводов правления о случае самосожжения раскольников: всего 14 человек в деревне Пуртовой Краснослободского острога (ныне Слободо-Турниский муниципальный район) и о недопущении самосожжения раскольников впредь. Документ датируется ноябрем 1752 года.
Со временем меры воздействия на старообрядческие общины смягчались. На закате существования Российской империи Русская православная старообрядческая церковь была признана властями, но после Великой российской революции старообрядческая церковь претерпела гонения наравне с официальной Русской православной церковью.
Из представленных фотографий старообрядческого священника Лазаря Павловича и членов старообрядческой общины можно получить представление о религиозном облачении членов церкви. Следует отметить, что специфические элементы одежды старообрядцев также находились долгое время под запретом.
Народные предания и литературные произведения говорят о старообрядцах как трудолюбивых, аскетичных людях, обладающих предпринимательской жилкой и способностью стоять на своем вопреки всем обстоятельствам. Особенно если это касается религиозных вопросов. Кроме этого, старообрядцы были зачастую людьми грамотными и хорошо разбирались в духовной литературе. Ярчайшим проявлением культурного влияния старообрядческих общин стала Невьянская школа иконописи.
На экспозиции представлены копии обложки и страницы из старообрядческого журнала «Церковь», включающего в себя тексты нравоучительного характера. Журнал рукописный, содержит иконографические иллюстрации. Он был создан в конце XIX – начале XX века, и теперь находится на хранении в Государственном архиве административных органов Свердловской области. Первая глава посвящена обличению порочной страсти к игре в карты. Кроме этого, журнал содержит притчи и жития.