После 1917 года, вместе с крахом Российской Империи, начала рушиться и структура административно-территориального устройства. Происходило это не сразу, во время Гражданской войны продолжала существовать губернская система. Однако, уже в начале 1918 года СНК своим декретом разрешил на местном уровне вносить изменения в существующую организацию губерний. Самой маленькой единицей стал сельсовет, объединяющий несколько деревень. Так сложилась четырехуровневая система: губерния, уезд, волость, сельсовет.
Административная реформа была задумана руководством СССР еще до окончания Гражданской войны. На VIII Съезде Советов (Съезд Советов — высший законодательный орган Советского государства) было решено укрупнить губернии путем преобразования их в области. Основной принцип создания областей — экономические тяготение тех или иных территорий друг другу. Новое районирование разрабатывалось совместно ВЦИК и Госпланом. Вновь созданная структура по началу была также четырехуровневой. Область делилась на округа, которые были крупнее существовавших ранее уездов. Округа делились на районы, по масштабу равнявшиеся нескольким прежним волостям. Низшей единицей остались сельсоветы. К 1929 году реформа была закончена. Из 82 административно-территориальных единиц в СССР осталось 23. Из них 6 областей, сформированных в соответствии с экономическими установками Госплана и 7 краев, созданных на основе национально-территориального принципа. Руководители новых обширных областей получили широкие полномочия и стали главной опорой центрального советского руководства на местах.
Урал стал первым регионом, где была апробирована идея образования укрупненной территориальной единицы. На карте Советского Союза появилась Уральская область. Она была образована постановлением ВЦИК от 3 ноября 1923 года путем слияния четырех губерний: Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской. В сумме это составило 87 городов и 205 районов. По территории Уральская область была сопоставима с территорией Западной Европы. Административным центром Уральской области стал город Свердловск (до 1924 года Екатеринбург). На представленных картах мы видим Екатеринбургскую губернию до объединения и Уральскую область, которая существовала с 1923 до 1934 года.
В Свердловске размещались высшие органы управления областью: Областной съезд советов, облисполком Уральского областного совета и Уральский областной комитет партии большевиков; управления силовых и хозяйственных ведомств.
Население Уральской области в 1923 году составило 6,4 млн. человек. Из них 1,2 млн. проживало в городах. Из представленного документа о проживающих в Уральском регионе видно, население четырех губерний, которые войдут в будущем в Уральскую область составляло в 1920 году 5,6 млн. человек. Таким образом, не смотря на боевые действия, эпидемии и голод население уральских губерний выросло на 1,2 млн. человек. Интересен и другой момент: в 1920 году городское население Екатеринбургской, Пермской, Челябинской, Тюменской и Уфимской губернии было 795,6 тыс. человек, а через три года оно увеличилось на 404,4 тыс. человек. Причем это без учета Уфимской губернии, которая не вошла в Уральскую область.
В документе «Календарный план и порядок работ по районированию», представленном в экспозиции, говориться об экспериментальном характере перенарезания административных границ в рамках Уральской области. Опыт Уральской области и Северного Кавказа в данном вопросе в дальнейшем был распространен на всю страну.
По решению XII Съезда ВКП(б), проходившего в Москве в апреле 1923 года, Уральская область должна была провести районирование. Создание области начиналось с определения границ округов, выборов окружных исполкомов советов. Затем должен был выбираться областные органы. После этого определялись границы районов. Для того, чтобы проделать эту работу создавалось Плановая комиссия по районированию, которая к 1 июля 1923 года должна была доложить центральным органам решение по границам и административному устройству Уральской области.
Согласно «Памятке основных сведений об Уральской области», представленной в экспозиции, в область вошло 15 округов: Верхне-Камский, Верхотурский, Екатеринбургский, Златоустовский, Ишимский, Кунгурский, Курганский, Пермский, Сарапульский, Тобольский, Троицкий, Туринский, Тюменский, Челябинский, Шадринский. Через год округов стало 16, названия некоторых из них изменились: Верхне-Камский, Златоустовский, Ирбитский, Ишимский, Коми-Пермяцкий, Кунгурский, Курганский, Пермский, Сарапульский, Свердловский, Тагильский, Тобольский, Троицкий, Тюменский, Челябинский, Шадринский.
Больше всего в области проживало русских — 89 %, далее национальности распределялись следующим образом: татары 3%, коми-пермяки и коми-зыряне 1,8 %, башкиры 1,4 %, украинцы 0,9 %, белорусы 0,5 %, ханты и манси 0,3 %, поляки 0,2 %, немцев 0,2 %, удмурты 0,2 %, марийцев 0,2 %, евреев 0,2 % и других национальностей 1,3 %.
Из приложения к протоколу № 16 заседания Президиума Уральского облисполкома от 27 февраля 1924 года можно почерпнуть информацию по районам, входившим в округа Уральской области. Например, в Екатеринбургском округе насчитывалось 16 районов: Егоршинский, Режевской, Невьянский, Староуткинский, Первоуральский, Сергинский, Михайловский, Нязепетровский, Уфалейский, Кыштымский, Полевской, Арамильский, Березовский, Белоярский, Каслинский и Сысертский.
Реформа административно-территориального деления и создания укрупненных областей продолжалась до начала 30-х гг. Продолжалось также изменение внутренних границ округов и районов, менялись их названия. В 1934 году было принято решение о разукрупнении Уральской области. Согласного постановлению Президиума ВЦИК от 17 января она была разделена на Челябинскую (центр — г. Челябинск), Свердловскую (центр — г. Свердловск), и Обь-Иртышскую области (центр — г. Тюмень). Последняя 7 декабря 1934 года вошла в состав Омской области, выделенной из состава Западно-Сибирского края. Соответственно были обособлены органы административного управления и силовые структуры. Этот процесс иллюстрирует выписка из протокола № 106 заседания Президиума ВЦИК от 17 февраля 1934 года в которой утверждается состав Оргкомитета Челябинской области, который должен был разработать и создать новую областную структуру управления.
Интересен текст другого документа «Телеграмма от делегатов Второго окружного съезда Советов Ямальского (Ненецкого) округа Оргкомитету Советов Обь-Иртышской области»: «Второй окружной Съезд органов пролетарской диктатуры тундры Ямальского округа шлет большевистский привет Оргкомитету советов Обь-Иртышской области. За три года существования округ в корне изменил свое лицо: на голых ранее местах сейчас вырастают новые поселки, школы, больницы; растет социалистический сектор — колхозы, совхозы. Неизмеримо возросла активность трудового населения и тяга к культуре. Заверяем, мы добьемся окончательного завершения переделки нашей отсталой тундры, в тундру передовую, тундру социалистическую».
Органом, в ведении которого находились вопросы административно-территориального устройства, был ВЦИК Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, высший государственный орган в РСФСР и СССР согласно Конституции 1918 и 1924 годов. Безусловно все советские органы находились под контролем партии большевиков и действовали в тесном контакте.
Центральные и местные советы стали возникать по всей стране в 1917 году после Февральской революции. На территории современной Свердловской области первый Совет рабочих и солдатских депутатов появился в Баранчинском заводе. В середине марта 1917 года в советы рабочих и солдатских депутатов возникли в Екатеринбурге. Одним из главных организаторов Советов в столице Урала был член РСДРП(б) Иван Малышев. На представленной фотографии можно увидеть членов президиума первого Совета рабочих и солдатских депутатов г. Челябинска, возникшего одновременно с Екатеринбургским советом.
В 1923 году высшим органов власти на территории Уральской области стал Уральский областной Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, собиравшийся раз в два года. Постоянным действующим органом совета был Уралоблисполком, подчинявшийся избравшему его совету, а также ВЦИК и СНК СССР. На 1926 год в состав Уралоблисполкома входило 16 окружных, 205 районных, 37 городских и 3.147 сельских исполкомов. Городские исполкомы наравне с районными подчинялись непосредственно окружным советским и партийным органам. Первым председателем Уралоблисполкома стал Даниил Сулимов.
Уралоблисполком действовал на основании «Положения об Уральской области». Круг его полномочий был настолько широк, что орган даже имел право объявлять область на «исключительном положении». Особое внимание Уралоблисполком уделял вопросам реализации новой экономической политики, вплоть до решения вопросов выхода на мировой рынок с продукцией уральских промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Помимо вопросов политического и хозяйственного управления областью, Уралоблисполком проявлял заботу и о моральном облике жителей региона. Из постановления Уральского областного исполнительного комитета №22 «О мерах борьбы с пьянством и хулиганством» становится известно, что учащающиеся случаи пьянства и хулиганства вызывают «справедливое возмущение рабоче-крестьянских масс», а потому Уралоблисполком запрещает продажу крепкого алкоголя в буфетах театров, клубов и кинотеатров. Равно была запрещена продажа алкоголя в выходные и праздничные дни, а в остальные дни она была осуществлялась с 9:00 до 15:00. При этом в руки одного покупателя предписывалось опускать не более одной бутылки крепкого алкоголя.
Система подчиненности Уралоблисполкому нижестоящих организаций менялась. Согласно схеме организации советских органов после ликвидации округов, утвержденной оргбюро ЦК ВКП(б) 6 августа 1930 года, города с населением до 50.000 человек были подчинены районам, а с населением свыше 50.000 человек — напрямую области. При этом часть городских исполкомов были объединены с близлежащими сельскими исполкомами. Оргбюро ЦК ВКП(б) пошло на такой шаг с той целью, чтобы сельское население участвовало в избрании горсоветов.
В современной историографии главенствует точка зрения, что разукрупнение областей стало следствием того, что центральные власти и лично Иосиф Сталин опасались центробежных настроений среди местных руководителей, сосредоточивших в своих руках серьезные ресурсы. Представленный в экспозиции документ «Выступление первого секретаря обкома ВКП(б) Кузьмы Рындина перед делегатами организационного пленума большевиков Челябинской области от 22 января 1934 года» предлагает иную трактовку причин разукрупнения. В частности, в нем говорится: «ЦК партии разделил Уральскую область на три области. Вам тов. Кабаков на Уральской областной партконференции говорил, чем это вызвано, да и сами вы, прочтя тезисы к XVII партсъезду, понимаете, чем это вызвано. Вызвано это тем, чтобы приблизить партийное руководство к тому месту, где производятся и продукты сельского хозяйства и продукты промышленности, т.е. приблизить и партийное и советское хозяйственное руководство к месту непосредственной работы. В этом гвоздь этого разделения».
В витрине представлены фотографии членов Пермского и Сарапульского окружных исполкомов. Органов, непосредственно подчинявшихся Уральскому областному исполкому.
20 декабря 1917 года решением Совнаркома был создан специальный орган по борьбе с контрреволюцией и выступлениями, направленными против молодого советского государства. Полное название этой организации звучало так: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В конце Гражданской войны ВЧК лишилась ряда чрезвычайных полномочий и была реорганизована в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).
В самом названии ВЧК уже есть указание на то, что орган этот с самого начала задумывался как всероссийский. В Екатеринбурге ЧК была организована 24 февраля 1918 года. Комиссия размещалась в здании Американской гостиницы (ныне Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра). Первым руководителем Екатеринбургской ЧК стал старый партиец Михаил Ефремов. Летом 1919 года после возвращения в город Красной армии, ЧК в городе было воссоздано. Екатеринбургская губернская Чрезвычайная комиссия разместилась в доме по ул. Пушкина, 7. Бывшая гостиница «Эрмитаж». В 1927 году ПП ОГПУ по Уральской области переехало в здания под номерами 4-6 по ул. Вайнера.
Согласно «Положению об Уральской области» в Уралоблисполком в качестве отдела входил отдел Государственного политического управления, занимавшийся вопросами организации работы органов ОГПУ на территории области. При окружных исполнительных комитетах состоял представитель местных органов ОГПУ. В системе подчинённости спецслужбы на территории Уральской области также произошли изменения. Низовыми структурами ОГПУ, имевшими право самостоятельного решения вопросов следствия, были секторы, которые включали в себя несколько районов и подчинялись окружным структурам.
В экспозиции представлены личные документы сотрудников ОГПУ. Среди них выделяется Свидетельство о награждении именным портсигаром Федора Тимофеевича Калугина в честь 10-летия ВЧК-ОГПУ. Ценная награда была вручена сотруднику 21 февраля 1928 г.
Иосиф Альбертович Добош – сотрудник, а затем начальник экономического отдела ПП ОГПУ по Уральской области. Его удостоверение 1926 года также представлено среди других документов.
Иосиф Добош – человек удивительной судьбы. Сын сельских преподавателей из Венгрии, венгр по национальности, студент коммерческого института в Будапеште. Он оказался в России как военнопленный Первой мировой войны. Вскоре после Октябрьской революции Иосиф Добош вступил в партию большевиков, занимался легальной и подпольной партийной работой в Сибири, воевал в рядах Красной армии на Кавказе, в составе войск ВЧК служил на Урале, а затем был переведен в Екатеринбургскую ЧК. Этот иностранец связал свою жизнь с Советской Россией и добился серьезных успехов в службе. В частности, Иосиф Альбертович раскрыл коррупционную схему при строительстве новых цехов Мотовилихинского завода в Перми, а также обезвредил преступную группу граждан, занимавшихся нелегальной скупкой платины. За свои заслуги он был награжден двумя именными пистолетами и «Почетным знаком ВЧК-ГПУ» (высшая ведомственная награда органов государственной безопасности в СССР).
Особое внимание следует обратить на фотографию Выезд траурной процессии из ворот Челябинского окружного отдела ОГПУ. Почему возникала такая фотография, хорошо объясняет соседний документ, датированный июнем 1930 года – Письмо начальника Сарапульского окружного отдела ОГПУ Богуславского председателю Сарапульского окружного исполкома Сидорову, с просьбой об увеличении штатной численности Сарапульского окружного отдела ОГПУ в связи «с обострением классовой борьбы внутри страны, сопротивлением кулацко-белогвардейских элементов мероприятиям партии и Советской власти». Действительно, с началом индустриализации и коллективизации в конце 1920-х гг., обострилась внутренняя борьба. Дело нередко доходило до перестрелок с использованием тяжелого стрелкового оружия. На территории Уральской области вновь появились крупные банды, борьба против которых носила бескомпромиссный характер.
Работа органов милиции также курировалась и направлялась Исполнительным комитетом Уральской области. Подчиненность органов милиции была аналогична подчиненности органов ОГПУ.
Впервые милиция, как служба правопорядка, возникла на Урале в марте 1917 года при Временном правительстве. По воспоминаниям знаменитого банкира, общественного деятеля, управляющего отделением Волжско-Камского банка в Екатеринбурге Владимира Петровича Аничкова, первоначально в милицию брали любого, кто на словах изъявлял желание служить делу революции. Так в милиции оказались бывшие осужденные не только по политическим, но и по уголовным статьям, дезертиры и хулиганы. Интересно, но большевики стали принимать в милицию бывших полицейских, служивших Императорской России. Каждая такая кандидатура рассматривалась местными исполнительными органами советской власти. После чего исполкомы совдепов и комитеты РКП(б) извещали в письменном виде управление милиции о своем согласии или не согласии с каждой конкретной кандидатурой.
Уже при власти Советов была проделана большая работа по чистке рядов милиции от уголовного элемента. Главной проблемой советской милиции в 1920-е и 1930-е гг. оставался низкий образовательный уровень большинства кандидатов.
В основном сотрудники молодой советской милиции стремились честно исполнять свои обязанности. Однако методы их работы под час выглядят несколько наивно. Так, например, в документе протокола задержания рабочего Надеждинского завода (ныне г. Серов) и протокола первичного дознания, составленного в апреле 1918 г. мы видим, что военнопленный 18 стрелкового полка Австро-Венгерской армии, Семен Максимук был задержан на проходной завода с ременным шкивом. Он утверждал, что не украл этот шкив, а купил у другого военнопленного, немца по национальности, которого звали Петр Мочило. Тот, в свою очередь, признал, что продал шкивы Семену Максимуку, но сам не крал их, а тоже купил у некого русского рабочего на рынке. Имени и фамилии русского Мочило не помнил и тогда милиционер, ведший первичное дознание, отпустил Петра Мочило на три дня, чтобы тот самостоятельно нашел продавца шкивов и привел в милицию. Данный следственный метод не сработал.
В 1919 году, для того чтобы повысить качество расследований уголовных преступлений, в Екатеринбургской губернии был создан уголовный розыск (документ «Циркуляр Главного управления милиции РСФСР всем губмилициям «Об организации уголовно-розыскных столов»»). Управление уголовного розыска находилось на том месте, где сейчас расположен Главпочтамт. В 1921 году было разработано «Обязательство поступающего на службу в советскую милицию». В нем поступавший на службу давал следующие обещания: «1. Прослужить в Советской Рабоче-Крестьянской милиции не менее шести месяцев; 2. Беспрекословно исполнять все приказы и распоряжения своих начальников, как представителей Советской власти; 3. Соблюдать строгую дисциплину и порядок; 4. Неуклонно следить за исполнением гражданами декретов, постановлений и распоряжений Рабоче-Крестьянской Советской власти; 5. Беспощадно подавлять все выступления простив советского правительства; 6. Быть честным, трезвым, исполнительным и вежливым со всеми, а особенно с городской и деревенской беднотой, как на службе так и вне ее; 7. В случае опасности, угрожающей Советской России от нашествия внешних врагов, приду на помощь Красной армии». В экспозиции представлены фотографии руководства милиции и рядовых сотрудников периода 1920-х и 1930-х гг.
Ранее уже отмечалось, Уралоблисполком, как высший орган власти в Уральской области, неустанно заботился о безопасности в регионе. В связи с этим интересно посмотреть Сводку о происшествиях и преступлениях по городу Свердловску за первые три месяца 1931 г. Начальник Управления милиции по Уральской области Андрей Ильич Клочков в сводке указывал, что за отчетный период транспортом нанесены травмы девяти свердловчанам (причем одна травма в следствие столкновения человека и телеги), а также зафиксированы два столкновения трамваев с автомобилями. С уголовной преступностью в столице Уральской области было не так просто. С января по апрель 1931 года зафиксировано 1.059 преступлений. Особую тревогу у руководства милиции вызывали карманные кражи, совершаемые беспризорниками в трамваях и грабеж на рынках, когда у горожан открыто вырывали из рук деньги и продукты.
Новейшая история прокуратуры Свердловской области началась с 21 июля 1922 года, когда был опубликован приказ Наркомюста о создании прокуратуры Екатеринбургской губернии. На витрине представлена выписка из приказа № 2 прокурора Екатеринбургской губернии об утверждении штатов Екатеринбургской губернской прокуратуры от 15 октября 1922 года. Первым начальником вновь созданной правоохранительной организации стал Владимир Лаврентьевич Горохов. С момента создания Уральской области, Екатеринбургская губернская прокуратура прекратила существование и на ее базе была создана прокуратура области. Она была подотчетна Уралоблисполкому, как и органы милиции. Областной прокуратуре в свою очередь были подчинены прокуратуры 16-ти округов Уральской области.
Помимо следственной и надзорной работы, прокуратура Свердловской области занималась вопросами мониторинга социально-политической обстановки в регионе. В одном из отчетов Нижнетагильской окружной прокуратуры за 1924 год, в разделе «Политическая физиономия округа», говориться, что «настроение рабочих улучшилось в следствии выдачи зарплаты; проявляется недовольство рабочих Нижнетагильского завода из-за сокращений; настроение крестьянства улучшилось благодаря введению твердой валюты, проявляется интерес к кооперации, но у частных торговцев – наоборот; процветает кумышковарение (т.е. самогоноварение)».
Другой интересный документ рассказывает о порядках, царивших в Нижнетагильском исправительном учреждении. Так, окружная прокуратура установила, что осужденных отпускают в город на ночь, порой отпуска составляют три дня. В принципе режим учреждения позволял подобные вещи, но осужденные предавались в городе пьянству и разгулу, чего терпеть было никак нельзя. Особенно вопиющим беззаконием, по мнению прокурорских работников, был отпуск в город под конвоем. Сам заключенный платил конвою, чтоб те проводили его под вооруженной охраной до того или иного места и затем обратно в зону.
Интерес представляют анкета и автобиография простых сотрудников прокуратуры. Из них видно, что Советская власть стремилась подбирать на работу в надзорные и следственные органы людей, прежде всего преданных идеям революции.
В части судебных органов и органов юстиции для Урала, как и для всей страны, фундаментальным событием стало издание 22 ноября 1917 года Декрета о суде № 1. В нем четко определена роль комиссаров юстиции: «Для принятия и дальнейшего направления дел и производств, как судебных установлений, так и членов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы, и имущества этих учреждений». Органы Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и в дальнейшем являлись высшей организационной инстанцией для советской юстиции (включая нотариат и адвокатуру) и судов.
В рамках юстиции существовали и районные земельные комиссии, разрешавшие земельные споры. В годы коллективизации они сыграли свою роль в решении вопроса выделения колхозных земель.
Первоначально судебная власть в молодой Советской России осуществлялась чрезвычайными органами: революционными трибуналами, решением ВЧК и т.д. Однако, так долго продолжаться не могло и в Декрете о суде № 3 полномочия чрезвычайных и регулярных судебных органов четко разграничиваются. Так, в компетенции ревтрибуналов остаются тяжкие и особо тяжкие преступления, включая преступления против государства. Народным судам передаются из ревтрибуналов полномочия по решению дел о спекуляции и других экономических преступлений. Неоднократно Советское правительство декларирует поднадзорность ВЧК органам юстиции. В начале 1920-х годов, с окончанием Гражданской войны право расстрела у ВЧК окончательно отбирается. Отныне чекисты имели только право задерживать подозреваемого и вести следствие.
Из представленного «Сообщения юридического отдела Ирбитского уездного исполкома об условиях избрания лиц на должность народного судьи от 27 апреля 1918 года» становятся понятны критерии, которым должен был соответствовать лицо, председательствующее в судебном разбирательстве. Требования были следующими: образование не ниже среднего, преданные делу революции и стоящие на платформе советской власти. Претенденты на позицию судьи проходили через процедуру выборов в местном совете – волостном, уездном или губернском.
В экспозиции представлены личные документы судей Уральского региона и примеры дел которые им приходилось решать. Например, заявление Татьяны Ивановны Филенковой Народному судье Надеждинского завода с просьбой назначения выплат на содержание ребенка. Судя по представленному заявлению, житель Надеждинска по фамилии Летемин обманным путем склонил гражданку Филенкову к сожительству, а когда та забеременела бросил ее. Средств к воспитанию ребенка у Татьяны Ивановны не было, и она требовала от судьи, чтобы он либо обязал гражданина Летемна взять ребенка к себе на воспитание, либо чтоб неверный сожитель выплачивал деньги на воспитание и содержание. Судья наложил на заявление следующую резолюцию: «На содержание ребенка, который еще не родился на свет просить пока нельзя, рано». Чем кончилось это дело – не известно.
Осенью 1923 года на территории Уральской области, вместо четырех губернских судов был образован один областной суд, размещавшийся в Екатеринбурге (Свердловске). Областной суд должен был состоять из пленума, президиума, 4-х судебно-кассационных сессий и дисциплинарной коллегии. Областному суду подчинялись судебные округи. Первоначально их было четыре, по количеству вошедших в область губерний. В дальнейшем количество судебных округов менялось в сторону увеличения. Среди экспонатов можно найти мандат народного судьи 5-го участка Тобольского округа Черноковского района товарища Урванова от 2 августа 1924 г. Согласно документу, все должностные лица обязаны оказывать находящемуся при исполнении Петру Алексеевичу Урванову всяческое содействие.
Судебные органы и органы юстиции пользовались вниманием со стороны руководства области. Так, в начале 1930-х гг. начался строится Дом юстиции (Городок юстиции), что можно увидеть на фотографии. Здание, расположенное в начале улицы Малышева, построено в стиле конструктивизма и нынче в нем размещается Чкаловский районный суд.
Силовые структуры – неотъемлемая часть любого государства. И важнейшим из них является армия. Именно позиция вооруженных сил предопределила сохранение монархом престола в 1905 году и его потерю в 1917 году. Советская власть помнила эти уроки и на протяжении всего своего существования уделяла армии особое внимание.
Как не раз говорилось выше, силовые, социально-политические и экономические организации имели свои отделы в Уралоблисполкоме, высшем органе власти Уральской области. Военным отделом Уралоблисполкома являлся Уральский военкомат, работающий в рамках своих компетенций. Таким образом местный военкомат одновременно был рабочим органом Исполнительного комитета. Никакая другая организация подобного положения в управлении области не занимала.
Следует сказать, что на самом деле Уральских областей было две. О второй речь идет на протяжении данного рассказа, а вот первая была образована в 1918 году в рамках разделения страны на военные округа. В документе «Приказ Исполнительного комитета Пермского губернского Совета рабочих, солдатских, крестьянских депутатов от 2 апреля 1918 года № 1482 о выделении Вятской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний из Казанского Военного округа и образовании самостоятельной Уральской области с высшей властью Уральским Военным комиссариатом в г. Екатеринбурге» указывается, что всем советам и партийным органам означенных губерний по военным вопросам следует обращаться в комиссариат города Екатеринбурга. Военным частям и организациям тем же приказам предписывалось в рамках военных вопросов подчинятся исключительно Уральскому Военному комиссариату. Первым военным комиссаром на Урале стал известный революционер Филипп Исаевич Голощекин.
Большую роль в формировании Красной армии на Урале сыграли Павел Хохряков, Иван Малышев, Самуил Цвиллинг, Петр Ермаков, представленные на фотоизображении. Они начали создавать отряды Красной гвардии еще в конце 1917 года для борьбы с войсками атамана Дутова.
В годы Гражданской войны армия Страны Советов не только воевала, но и восстанавливала мирную жизнь. В экспозиции представлен агитплакат 1920 года Уральской областной комиссии субботников при Совтрударме с лозунгами для Всероссийского субботника в день 1 мая.
Особое отношение высших инстанции Уральской области к Красной армии можно оценить на примере другого документа. Это «Письмо Президиума Уральского облисполкома в Сарапульский окрисполком об освобождении сотрудников военкоматов от дополнительной работы по советской, партийной, общественной линии и о необходимости активизироваться на мобилизационном направлении». Письмо датировано мартом 1927 г. и связано со знаменитой «Военной тревогой» — угрозой войны с Британской Империей и другими европейскими странами, возникшей из-за кризиса Англо-Советских отношений. Именно тогда появился лозунг «Наш ответ Чемберлену» под которым проходил новый этап развития вооруженных сил СССР. Некоторые историки считают, что именно «Военная тревога 1927 года» подтолкнула советские власти к форсированной индустриализации и коллективизации.
Через год после окончания грандиозной административно-территориальной реформы, в 1930 году, начался обратный процесс — разукрупнения административно-территориальных единиц. Он продолжался до 1938 года. Прежде всего, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года, были упразднены областные округа и звено область-район просуществовало до середины 90-х гг. прошлого века, когда было пересмотрены основные советские принципы деления областей на районы. В 1996 году округа были воссозданы, однако без статуса административно-территориальных единиц. На данный момент Свердловская область состоит из 5 управленческих округов: Северный (центр — г. Краснотурьинск), Западный (центр — г. Первоуральск), Горнозаводской (центр — г. Нижний Тагил), Восточный (центр — г. Ирбит), Южный (центр — г. Каменск-Уральский). В современной Свердловской области округа обедняют 68 муниципальных городских и 5 районных округов.
Ликвидация округов в 1930 году подтолкнула к дальнейшему уменьшению территорий областей и краев, а следовательно, созданию новых областей. Причина такого развития событий — усложнение связей подчиненности областного центра со множеством районных организаций. В 1934 году была образована Свердловская область. Фактическим главой области стал Дмитрий Иванович Кабаков, занявший пост первого секретаря Свердловского областного комитета ВКП(б). До этого Дмитрий Кабаков руководил Уральской областью.
Укрупненные области сыграли свою роль в ходе сплошной коллективизации. Как можно увидеть из представленных выше документов Уральская область (как и другие области СССР), в большинстве своем состояла из сельского населения. Однако опыт первых пятилеток показал, что громоздкая система управления промышленностью скорее вредит наращиванию темпов индустриализации.
Внимание историков обращает на себя тот факт, что административно-территориальная реформа большевиков по своей глубине и размаху соответствует аналогичным преобразованиям времен Петровских реформ. Очевидно, что первый российский император и первые советские коммунисты ставили перед собой равнозначные задачи. Имели схожие представления о переустройстве России.