Учись, студент!

Учись, студент!

Ежегодно 25 января в Российской Федерации отмечается День студента, так как в 1755 году именно в этот день императрица Елизавета I подписала указ «Об учреждении Московского университета». Изначально эта дата обозначала день основания этого учебного заведения, но со временем стала праздником для учащихся всех вузов страны.

Высшее образование в царской России было доступно далеко не всем: формально оно было открыто для всех сословий, но фактически получить его могли представители духовенства, дворянства, буржуазии и чиновников. Это было связано с тем, что для поступления в университет требовалось обладать гимназическими знаниями, а дети крестьян или мещан не имели таковых из-за платного среднего образования и невозможности посвятить время учебе. В лучшем случае они проходили обучение в начальных школах, где познавали математику, правописание и закон Божий.

Свидетельство об окончании курса обучения в Талицком заводском женском народном училище Ракульцевой А.Г., дочери крестьянина Талицкой волости
Свидетельство об окончании курса обучения в Талицком заводском женском народном училище Ракульцевой А.Г., дочери крестьянина Талицкой волости. 1898 г.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 19069. Л. 1.)

Обучение в средней школе (в гимназиях, реальных училищах) готовило учащихся к поступлению в университеты. Для этого требовалось знание иностранных языков, что, несомненно, расширяло кругозор и общее культурное развитие студентов. Развитие технологий в начале XX века потребовало новых кадров: инженеров, архитекторов, врачей и т.д.   Есть мнение, что уровень специалистов, закончивших высшие учебные заведения России, был очень высок по сравнению со странами Европы.

К 1870-х годам в системе образования появились нововведения. Теперь получить образование на высших учебных курсах могли и женщины — им было разрешено посещать публичные лекции по двум специальностям: педагогика или медицина. Курсы были платные, кроме этого, слушательницам требовалось предъявить письменное разрешение на учебу от главы семьи (мужа, отца или брата). Однако говорить о доступности массового академического образования в императорской России на тот момент, конечно, нельзя.

Квитанция №933 об оплате подготовительных курсов по дополнительным к мужским гимназиям предметам Московского женского медицинского института
Квитанция №933 об оплате подготовительных курсов по дополнительным к мужским гимназиям предметам Московского женского медицинского института. 1911 год.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 19069. Л. 237.)
Зачетная книжка слушательницы Московского женского медицинского института Кирьяновой Ф.М.
Зачетная книжка слушательницы Московского женского медицинского института Кирьяновой Ф.М. 1911 год.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 19069. Л. 238.)

После прихода к власти большевики взялись за реорганизацию всех сфер устройства государства. В части образования им пришлось нелегко: огромная территория, бОльшая часть населения которой была малограмотна или неграмотна вовсе, эмиграция профессиональных педагогов – все это потребовало от советских властей решительных шагов для преобразования системы образования. Через ликбез – «ликвидацию неграмотности» прошло около 40 млн. человек, что позволило совершить качественный скачок: теперь высшее образование стало ближе и доступнее.

Но были и свои трудности, связанные со слабой подготовкой поступающих в высшие учебные заведения, недостатком научных работников и педагогического состава, отсутствием связи преподаваемых теоретических дисциплин с существовавшей производственной базой, нехваткой учебного оборудования и финансирования ставили свои препятствия к получению квалифицированных кадров.

Несмотря на это, количество университетов и институтов росло стремительно. Выпуск всесторонне развитых и высококлассных специалистов для народного хозяйства привел к росту промышленного и сельскохозяйственного сектора: политехнические, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские юридические, экономические и другие ВУЗы готовили достойных участников строительства «светлого будущего». В 1938 году в СССР впервые в мире была введена заочная форма обучения. Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Немаловажно отметить, что доступность высшего образования была обусловлена тем, что оно было бесплатным, студентам выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

Отзыв, характеризующий активное  участие студента Шубина С.П. в общественной работе
Отзыв, характеризующий активное участие студента Шубина С.П. в общественной работе.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 16654/15406. Л. 82.)

Большинство из нас прекрасно помнят свои студенческие годы и вступительные экзамены: получение высшего образования считалось престижным, поэтому поступление сопровождалось высокой конкуренцией. Абитуриент должен был иметь в аттестате после окончания школы балл выше среднего, при этом – сдать сложные письменные и устные внутренние вступительные испытания ВУЗа и для зачисления — победить по конкурсу.

Поступать можно было только в один институт и на одну специальность, неудачливые абитуриенты были вынуждены отложить свои попытки на следующий год или искать работу.

Обучение большинству специальностей длилось 5 года, кроме будущих медицинских работников: они учились 6 лет. В образовательные программы были включены лекции, семинары, практикумы и исследования.

Справка студентки Химико-технологического факультета Уральского Индустриального Института Смирновой А.И. о прохождении дисциплин в период обучения
Справка студентки Химико-технологического факультета Уральского Индустриального Института Смирновой А.И. о прохождении дисциплин в период обучения. 1939 г.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 19826/21537. Л. 21.)

Контроль над развитием системы образования в СССР осуществлялась под контролем КПСС: идеологическая составляющая была принципиально неразрывно связана с формированием новых кадров в советском обществе.

Свидетельство об обучении Грабовского В.В. на Машиностроительном отделении Чертежно-конструкторских курсов при Вечернем Конструкторском Техникуме
Свидетельство об обучении Грабовского В.В. на Машиностроительном отделении Чертежно-конструкторских курсов при Вечернем Конструкторском Техникуме. 1932 г.
(ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 22694 н.д. /25987а. Л. 48.)

«За время пребывания гр. Грабовский Василий Васильевич выполнил все работы по следующим дисциплинам:
1. История классовой борьбы
2. Политэкономия
3. Теория советского хозяйства
4. Математика
5. Черчение геометрическое и проэкционное…»

Свидетельство об обучении Грабовского В.В. на Машиностроительном отделении Чертежно-конструкторских курсов при Вечернем Конструкторском Техникуме. 1932 г.
ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 22694 н.д. /25987а. Л. 48.

На последнем курсе студенты должны были сдать государственные экзамены по дисциплинам и защитить дипломную работу перед Государственным экзаменационным комитетом (позднее — комиссией). Дипломы с отличием имели красную темно-бордовую обложку и до сих пор именуются «красный диплом».

К середине 1970-х годов академическое образование стало неотъемлемой частью советского общества. До сих пор система высшего образования СССР считается одной из лучших в мире: она дала стране и миру выдающихся ученых, Нобелевских лауреатов, легендарных исследователей, изменивших мир.

На сегодняшний день высшая школа претерпела ряд больших изменений, она приближена к европейской (болонской) системе обучения, и споры о необходимости ее реформы не утихают.

Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 30
▲ Наверх