«Товарищ Терентий»

«Товарищ Терентий»

13 января отмечается День российской печати. Все работники СМИ, издательств и электронных изданий празднуют свой профессиональный праздник, учрежденный в 1991 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР.

История даты праздника уходит во времена Петра I, который учредил первую газету в 1703 году. Ее предшественницами были рукописные ведомости, которые включали в себя переводы статей с новостями из иностранных газет или сведения заграничных информаторов. Эти тексты зачитывали дьяки Посольского приказа Московской Руси царю и Боярской Думе, назывались они «куранты», слово «газета» появилось в русском языке позднее — в начале XIX века. Первые номера печатного издания сохранились в виде рукописей, а наиболее полный комплект «Ведомостей», изданный в 1903 году к 200-летию газеты, начинается с номера от 2 января 1703 года. Эту дату (13 января по новому стилю) принято отмечать как День российской печати1. Изначально газета не имела постоянного названия, но содержание номеров «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах» со временем преобразовалось в «Ведомости».

Петр I сам принимал живое участие в работе над текстами и корректурой. В статьях описывались его реформы, военные действия, строительство заводов — одним словом, пропагандиравалась официальная политика и все его начинания. После его смерти газета просуществовала недолго.

В 1727 году Академия наук стала издавать «Санкт-Петербургские ведомости». В ее содержании стали появляться объявления о театральных постановках, изданиях новых книг, информационные заметки. Однако массовой аудитории у российских газет не было вплоть до XIX века.

Первая частная и массовая газета «Северная пчела» вышла в 1825 году. Прежние издания публиковали только официальные правительственные новости, «Пчела» имела несколько новых рубрик, интересовавших читателя: «Новости заграничные», сообщения о культурных событиях, «Новые книги», «Литературные новости», «Известия о новейших модах», рубрика «Нравы», фельетоны и светские сплетни. В газете был штат репортеров, которые стремились первыми сообщать городские новости и собирать эксклюзивные материалы2.

Расцвет для произошел во второй половине XIX века, после отмены обязательной предварительной цензуры для изданий. Благодаря отмене государственной монополии на печать рекламных объявлений издательское дело стало прибыльным, к тому же распространение газет не только через подписку, но и через розничную торговлю благоприятствовало продвижению изданий в массовую культуру. К началу XX века читательская аудитория выросла во много раз, в основном засчет рабочих и крестьян (остальные слои населения к чтению газет уже были приобщены). Новой аудитории требовались другие издания, концептуально отличающиеся от официальной публицистики: написанные простым языком, без философских рассуждений, включающие сенсации, громкие происшествия, нашумевшие судебные процессы, скандалы, и при этом, дешевле по стоимости.

Такие массовые издания открывались практически в каждом провинциальном городке: наряду с хроникой заседаний местного совета — рецепты пирогов, криминальные новости, некрологи и рекламные объявления о пользе мыла.

С развитием новых технологий в начале XX века происходят изменения в визуальной подаче информации — иллюстрации были изначально в виде гравюр или рисунков, но стремительное развитие фотографии и постоянное усовершенствование ее процессов очень скоро позволили получать документальные изображения как подтверждение описываемых событий, вскоре фотографии стали неотъемлемой частью новостей. Со временем появился новый вид изданий: иллюстрированный журнал.

Революция и последовавшая за ней гражданская война отодвинули на несколько лет поиски новых форм визуального повествования. Закрытие по разным причинам дореволюционной прессы на несколько лет привело к практически полному отсутствию на отечественном рынке иллюстрированной периодики. Исключение составлял выходивший в Петрограде в 1918 – 1919 годах иллюстрированный журнал «Пламя» (под редакцией А.В. Луначарского) и отдельные выпуски иллюстрированных газет. Но уже к 1922 году однозначно стало ясно, что молодая Советская республика остро нуждается в визуальной пропаганде. Эта мысль волновала как власть, так и самих журналистов.

В фондах Государственного архива административных органов Свердловской области находится несколько страниц малоизвестного советского литературно-художественного журнала «Товарищ Терентий». Он издавался в 1923—1925 годах в Свердловске. Служил приложением к газетам «Уральский рабочий», «Звезда» (Пермь), «Советская правда» (Челябинск), «Трудовой набат» (Тюмень), затем — только к «Уральскому рабочему». Имел представительство в Москве, корреспондентов в Ленинграде, Владивостоке и др. городах.

Журнал был назван в честь уральского рабочего, позировавшего художнику А. Н. Парамонову. Его изображение украшало обложку издания в 1923 году, в 1924 — рисунок на обложку заказали А. Кудрину, чтобы она отражала пролетарский характер издания.

Обложка журнала «Товарищ Терентий» № 1-2 от 18 марта 1923 г. Художник — А. Парамонов.
Обложка журнала «Товарищ Терентий» № 1-2 от 18 марта 1923 г. Художник — А. Парамонов.
Источник: https://mel.fm/zhizn/istorii/231768-revolyutsioner-i-skazochnik-kem-byl-i-kak-zhil-sozdatel-malakhitovoy-shkatulki-pavel-bazhov
Обложка журнала «Товарищ Терентий» № 27 1924 г. Художник — А. Кудрин
Обложка журнала «Товарищ Терентий» № 27 1924 г. Художник — А. Кудрин.
Источник: https://www.litfund.ru/auction/586s2/38/

В сотрудничестве с журналом работали известные в то время писатели: Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Алексей Толстой, Осип Мандельштам. В то же время в издании публиковались начинающие авторы, среди которых были Павел Бажов и Илья Ильф. В журнале впервые были опубликованы рассказ «Белый шар» Александра Грина, ряд заметок Владимира Маяковского.

Из воспоминаний П.П. Бажова:

«В 1923 году в Свердловске (он тогда еще назывался Екатеринбургом) было организовано первое книжное издательство «Уралкнига». Тогда же стал выходить журнал — двухнедельник «Товарищ Терентий», в подзаголовке которого стояло: Приложение к газетам «Уральский рабочий» (Екатеринбург), «Звезда» (Пермь), «Советская правда» (Челябинск), «Трудовой набат» (Тюмень).

Журнал отводил место «тайнам мироздания», «возрасту земли», бронтозаврам и прочим просветительным ящерам, печатал текущую информацию, давал хронику спорта, но в основном все-таки его надо считать литературно-художественным. Здесь помещались стихи, рассказы, очерки, иногда библиография по литературно-художественному разделу и даже обзоры литературной жизни других городов.

Странное, на современный взгляд, название журнала по-своему показательно для характеристики простодушия тех дней. Художнику А.Н. Парамонову, который тогда один обслуживал рисунком и резьбой по дереву (цинкографии не было) все городские издания, было поручено «нарисовать типичного уральского рабочего» для обложки организуемого журнала. Художник выполнил это задание по-газетному быстро. Он пошел к мастерской, которая тогда преобразовывалась в завод «Металлист» и выбрал «натуру». Это оказался человек среднего возраста с подстриженной клинышком бородой, засученными рукавами рубахи, в сбитой на затылок шапчонке, в холщовом фартуке и тяжелых болотных сапогах, стянутых ремешками под коленками…

Парамонов славился быстротой рисунка, но все же стоять целый час с кисетом и цыгаркой рабочему надоело, и он поспешил уйти в мастерскую, как только кончили сеанс. Художник тоже не стал задерживаться, он лишь спросил у случайного зрителя о фамилии ушедшего рабочего. Ответ получился не полный:

— Не знаю его фамилии-то. Зовут его товарищ Терентий.

Художник так и записал на обороте листка. Организаторы журнала приняли рисунок, и чем-то им понравилось и сочетание слов: товарищ Терентий. Это сочетание и стало заголовком журнала и оказалось довольно живучим…

Как бы то ни было, «Товарищ Терентий» с 1923 по 1926 год был центром, около которого группировались существовавшие тогда литературные объединения, кружки и отдельные литераторы. По крайней мере, Пермь, издававшая до того времени литброшюры под гордым заголовком «Мы», перестала это делать, и пермские поэты и прозаики стали печататься в «Терентии». Нередко на страницах журнала появлялись вещи и писателей челябинской группы…»3

Из воспоминаний П.П. Бажова.
Источник: http://book.kamensktel.ru/kraevedenie/megaproekt-uralika/literaturnyj-kalendar-urala/262-uralika-literaturnyj-kalendar-urala-18-marta

Содержание журнала было весьма разнообразным: текущая политическая информация, юбилейные заметки, новости науки и техники. Редакторы отдавали предпочтение литературным материалам: рассказам, отрывкам из повестей, стихам, юмористическим зарисовкам. Примечательно, что практически на каждой странице журнала в обязательном порядке присутствовали лозунги, декларируемые советской властью.

За несколько лет своего существования как отдельное издание, журнал объединили начинающих литераторов огромной территории Урала, и столичных литературных гигантов. Для дебютантов из Свердловска, Перми и Челябинска журнал стал первой площадкой для показа своего творчества. В 1924 году в майских номерах журнала появились девять очерков Павла Бажова под общим заглавием «Из недавних уральских былей», которые сам будущий великий сочинитель считал своим первым писательским или «почти писательским» произведением. В 1926 году на смену «Товарищу Терентию» пришел журнал «Уральская новь».

Архивисты Свердловской области могут похвастаться собственным корпоративным изданием — это ежемесячная газета «Архивные ведомости», первый номер которой увидел свет 21 декабря 2001 года. В газете освещаются все стороны деятельности архивной службы, издание предназначено не только для архивистов, но и всех интересующихся историей Урала. Учредителем газеты является Управление архивами Свердловской области, выпуски «Архивных ведомостей» традиционно публикуются на сайте Государственного архива административных органов: https://гааосо.рф/?cat=39

Поздравляем всех причастных к издательской деятельности с профессиональным праздником!

Юлия Рыжкова,
заместитель директора ГААОСО

Поделиться ссылкой:

Просмотров сегодня - 1, всего - 44

  1. Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/9324/ 

  2. Источник: https://knife.media/russian-papers/ 

  3. Источник: http://book.kamensktel.ru/kraevedenie/megaproekt-uralika/literaturnyj-kalendar-urala/262-uralika-literaturnyj-kalendar-urala-18-marta 

▲ Наверх